О мерах по противодействию коррупции в Минской области
МАТЕРИАЛ
для членов информационно-пропагандистских групп
(март 2025 г.)
Борьба с коррупцией является приоритетом политики нашего государства. Минимизация уровня коррупции согласно Концепции национальной безопасности – один из основных национальных интересов Республики Беларусь.
Общественная опасность коррупции чрезвычайно велика. Она оказывает исключительно вредное влияние на экономику, политику, подрывает эффективность всех видов правительственных решений и программ, наносит ущерб состоянию морали в обществе.
Глава государства занимает принципиальную позицию в вопросах противодействия коррупции во всех сферах общественных отношений, считая, что борьба с коррупцией на всех уровнях должна вестись решительно и бескомпромиссно.
Принимаемые правоохранительными органами в указанном направлении меры сосредоточены на выявлении, пресечении и предупреждении коррупционных преступлений и правонарушений.
В 2024 г. в Минской области (далее – регион) учтено 179 коррупционных преступлений. К уголовной ответственности привлечено 161 коррумпированное должностное лицо.
Структура коррупционной преступности выглядит следующим образом:
Статья УК |
210 |
235 |
424 |
425 |
426 |
429 |
430 |
431 |
432 |
455 |
Всего |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2024 г. |
67 |
- |
13 |
1 |
25 |
- |
50 |
20 |
3 |
- |
179 |
Основное количество в структуре коррупционных преступлений составляют уголовно наказуемые деяния, предусмотренные ст. 430 УК (получение взятки), ст. 431 УК (дача взятки) и ст. 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), выявленные в сферах сельского хозяйства и продовольствия, промышленности и др.
Одной из наиболее подверженных коррупционным рискам сфер по-прежнему остается сфера закупок товаров (работ, услуг).
В числе совершаемых преступлений преобладают действия, направленные на лоббирование интересов конкретных поставщиков, получение взяток за благоприятное решение различных вопросов при осуществлении экономической деятельности, оказание иного покровительства коммерческим структурам.
По сведениям оперативной статистики, по итогам прошлого года в области отмечено незначительное (с 207 до 210) увеличение числа зарегистрированных коррупционных преступлений.
Наибольшее количество уголовно наказуемых деяний коррупционной направленности зарегистрировано в Минском (33), Борисовском (29), Крупском (15), Смолевичском (15), Дзержинском (14), Молодечненском (13), Солигорском (12) районах.
Определяющей составляющей экономического эффекта, по которой в целом оценивается работа правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности, является возмещение причиненного преступными посягательствами ущерба.
В 2024 г. размер ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, составил 1 467 268,08 руб., возмещен на сумму 1 131 694,40 руб.
Органами прокуратуры области на постоянной основе осуществляются проверочные и надзорно-аналитические мероприятия по исполнению в государственных органах и иных организациях законодательства о борьбе с коррупцией, в том числе о закупках.
Результативность прокурорских проверок исполнения антикоррупционного законодательства за 2024 г. выглядит следующим образом:
Год |
Проведено проверок |
Представления |
Предписания |
Протесты |
Постановления |
Официальные предупреждения |
Привлечено к дисциплинарной отв. |
Привлечено к административной отв. |
Привлечено к материальной отв. |
Возбуждено уголовных дел |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2024 г. |
142 |
84 |
190 |
9 |
43 |
18 |
417 |
160 |
2 |
26 |
Итоги надзорной деятельности по выявлению и пресечению нарушений антикоррупционного законодательства свидетельствуют о том, что последние наиболее часто встречаются в сферах исполнения законодательства о закупках, о декларировании доходов и имущества, соблюдения государственными должностными лицами порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, а также установленных в отношении них ограничений.
Выявлено правонарушений |
395 | |
---|---|---|
В том числе |
антикоррупционных ограничений (ст.ст. 17-20 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон) |
24 |
связанных с конфликтом интересов (ст. 21 Закона) |
24 |
|
создающих условия для коррупции (ст. 25 Закона) |
264 |
|
коррупционных (ст. 37 Закона) |
1 |
|
связанных с декларированием доходов и имущества (глава 4 Закона) |
82 |
Также органами прокуратуры в 2024 г. проведен анализ исполнения государственными органами и иными организациями требований Закона и Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее - Декрет № 5) при назначении на руководящие должности лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, за период 2019 г. - 8 мес. 2024 г.
По результатам надзорных мероприятий повсеместно установлены факты несогласования с председателями рай(гор)исполкомов назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности, невыполнения положений законодательства при направлении документов в местные исполнительные органы.
По составленным прокурорами протоколам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 24.59 КоАП, к ответственности привлечено 7 юридических лиц, от имени или в интересах которых передавались материальные ценности либо предоставлялись выгоды имущественного характера.
Приоритетными для прокуроров остаются вопросы предупреждения коррупционных проявлений посредством проведения мероприятий по антикоррупционному образованию и воспитанию населения, разъяснению принимаемых государством мер в данной сфере.
В целях формирования в обществе правового сознания и правопослушного поведения в прошлом году органами прокуратуры проведено 462 выступления с докладами, лекциями, беседами и иными формами устной пропаганды.
По вопросам профилактики коррупции прокурорскими работниками подготовлено 45 устных форм коммуникации со СМИ, 99 письменных материалов.
Особое внимание уделяется вопросам разъяснения государственным гражданским служащим, иным должностным лицам положений антикоррупционного законодательства.
Так, прокурорскими работниками аппарата в 2024 г. проведено 8 лекций перед слушателями ГУО «Минский областной институт развития образования»; принято участие в организованных Миноблисполкомом семинарах по вопросам соблюдения законодательства о декларировании доходов и имущества, выполнения требований Декрета № 5; проведены выступления по применению законодательства о борьбе с коррупцией в ГУЮ Миноблисполкома, ГУ «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», Минском областном управлении Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, ИМНС по Минской области, филиале ГУ «Государственный энергетический и газовый надзор» по г. Минску и Минской области, РУП «БелГИСС», КУП по обеспечению топливом «Миноблтопливо», УДФР КГК Республики Беларусь по Минской области и г. Минску, УВД Миноблисполкома, УСК по Минской области и др.
В целях обеспечения кадровой безопасности, улучшения системы подбора и расстановки руководящих кадров прокуратурой области по запросам Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Миноблисполкома, а также других государственных органов и организаций проведены проверки о наличии компрометирующих сведений и нарушениях антикоррупционного законодательства в отношении 884 кандидатов, представляемых для назначения на руководящие должности, к награждению и др. Аналогичная работа проводится территориальными прокурорами.
В текущем году деятельность по осуществлению надзора за исполнением законодательства о борьбе с коррупцией будет продолжена.
Прокуратура Минской области