Russian Belarusian English

12025

Russian Belarusian English

Приёмное отделение – тел. +375 1717 5-25-84

Телефон "горячей линии" - тел. +375 1717 7-39-27

Телефон доверия - тел. +375 1717 2-16-06

Справка о стоимости платных услуг - тел. +375 1717 5-23-12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

Дорожно-транспортная обстановка на территории Минской области. Внесение изменений в правила дорожного движения Республики Беларусь

Обеспечение безопасности дорожного движения – одна из главных задач, стоящих перед государственными органами. Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранением людей, повреждением материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике государства. По оценкам специалистов, потери, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров, других видов несчастных случаев.

Так, за январь-июль 2025 года на территории Минской области зарегистрировано 404 дорожно-транспортных происшествия (далее – ДТП), в которых 60 человек погибло и 462 получили телесные повреждения.

В сравнении со средними значениями показателей аварийности за аналогичный период 2020-2024 гг. количество ДТП возросло на 41 единицу, раненых – на 68 человек, с одновременным снижением количества погибших на 13 человек и ДТП по вине нетрезвых водителей на 7 единиц.

Преобладающими видами ДТП стали: наезды на пешеходов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, велосипедистов, опрокидывания транспортных средств, столкновения на пересечении, лобовые столкновения, наезды на животных и прочие ДТП;

Причинами ДТП явились: нарушение ПДД пешеходами, нарушение правил маневрирования и очередности проезда перекрестков, нарушение правил обгона и выезд на полосу встречного движения, переутомление (сон) за рулем, управление транспортным средством водителями, находящимися в нетрезвом состоянии, нарушение требований дорожных знаков (светофоров), а также иные причины, не входящие в основные категории.

Анализируя аварийность по дням недели, количество ДТП возросло в воскресенье. Основную аварийную опасность представляет суточный интервал с 7 до 8 и с 16 до 17 часов.

Уязвимые участники дорожного движения

Самым незащищенными участниками дорожного движения являются уязвимые участники – пешеходы, велосипедисты и лица, использующие средства персональной мобильности (далее – СПМ).

С участием пешеходов за указанный период зарегистрировано 89 ДТП, в которых 18 человек погибли и 77 – получили травмы и увечья. По вине пешеходов произошло 30 ДТП, где 8 человек погибли, 23 травмированы. В 8 ДТП пострадали 8 человек, передвигавшихся на СПМ.

С участием велосипедистов зарегистрировано 39 ДТП, в которых 5 человек погибли и 34 - травмированы. По вине самих велосипедистов произошло 13 ДТП, где 3 человека погибли и 10 – получили травмы.

В густонаселенных городах проблемой остаются наезды на пешеходов на пешеходных переходах. Несмотря на то, что при этом очевидна вина водителей, которые нарушают требования правил проезда пешеходных переходов, здесь усматривается и личная беспечность пешеходов. Имея преимущество, пешеход обязан быть предельно внимательным, осторожным, не отвлекаться при переходе проезжей части и своими действиями не создавать препятствия для движения транспортных средств.

По указанной причине в результате 42 ДТП погибли 3 человека, 39 – получили травмы.

Управление транспортом в состоянии опьянения

Согласно ст.18.15 КоАП Республики Беларусь предусмотрена градация алкогольного опьянения водителя. Если алкогольное опьянение составляет до 0,8 промилле включительно – правонарушитель лишается водительского удостоверения сроком на 3 года, также придется заплатить и штраф 100 базовых величин, если более 0,8 промилле – лишение прав сроком на 5 лет и штраф в 200 базовых величин.

За повторное управление в состоянии алкогольного опьянения в течение года правонарушитель привлекается к уголовной ответственности, при этом предусмотрена специальная конфискация транспортного средства, которым управляли в состоянии опьянения, независимо от права собственности.

К сожалению, ни очевидная опасность употребления спиртного для водителя, ни суровые санкции наказания не могут переубедить отдельных граждан отказаться от рюмки перед поездкой и к сожалению, из года в год под колесами очередного пьяного лихача страдают невинные люди.

За отчетный период по вине нетрезвых водителей совершено 35 ДТП, в которых 13 человек погибли и 41 получил ранения.

Органы внутренних дел не приостанавливают работу по выявлению и пресечению фактов управления транспортом нетрезвыми водителями, однако ее эффективность возможно значительно повысить благодаря активной позиции общественности в своевременном информировании милиции о подобных фактах. Данная информация сможет повысить безопасность на дорогах Беларуси и сохранить жизнь и здоровье граждан. 

Неправильный выбор безопасной скорости движения

Основным критерием культуры вождения является соблюдение ограничения в скорости, установленного Правилами дорожного движения. Каждый водитель обязан неукоснительно выполнять это требование.

По указанной причине в области произошло 40 ДТП, в результате которых 3 человека погибли, 53 – получили травмы.

Необходимость подержания оптимальной скорости регламентирована пунктом 87 Правил дорожного движения, который гласит: «При выборе скорости водитель должен учитывать интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и перевозимого им груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. При этом в темное время суток и в условиях недостаточной видимости скорость движения должна позволять водителю остановить транспортное средство в пределах видимости дороги в направлении движения; при возникновении препятствия, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан принять меры к снижению скорости, вплоть до полной остановки транспортного средства».

Правильный выбор скорости движения транспортного средства является одним из наиболее важных условий безопасного вождения!

Напомним ответсвенность за нарушение скорости движения.

Согласно ч. 1 ст. 18.12 КоАП Республики Беларусь, превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час – влечет наложениештрафа в размере до 1 базовой величины;

- ч. 2 ст. 18.12 - превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от 20 до 30 километров в час – штраф в размере от 1 до 3 базовых величин;

 ч. 3 ст. 18.12 - превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от 30 до 40 километров в час – штраф в размере от 3 до 10 базовых величин;

- ч. 4 ст. 18.12 - превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на 40 и более километров в час – штраф в размере от 8 до 12 базовых величин;

- ч. 5 ст. 18.12 - действия, предусмотренные частями 2-4 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения – штраф в размере от 5 до 15 базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью сроком до 1 года

Детский дорожно-транспортный травматизм

Отдельной возрастной категорией участников дорожного движения являются несовершеннолетние.

В текущем году зафиксирован существенный рост ДТП с участием несовершеннолетних.

Так, за 7 месяцев на территории Минской области произошло 68 ДТП с их участием, в результате которых 5 несовершеннолетних погибли и 72 получили травмы различной степени тяжести.

29 ДТП произошли с участием детей-пассажиров, 20 – с участием детей-пешеходов, с участием детей-велосипедистов – 10 ДТП, 9 ДТП с участием несовершеннолетних водителей.

17 ДТП произошли по вине самих несовершеннолетних участников дорожного движения, в которых 3 ребенка погибли, 16 получили травмы различной степени тяжести. 

Не менее важным обстоятельством является утрата у детей за время летних каникул навыков безопасного поведения на дороге в условиях высокой интенсивности движения автотранспорта.

Ошибки несовершеннолетних пешеходов, ставшие причинами ДТП:

  • переход через проезжую часть вне пешеходного перехода;
  • неожиданный выход из-за транспортного средства или других препятствий, ограничивающих обзорность водителю;
  • нахождение на проезжей части без сопровождения взрослых.

Чаще всего дети попадают в дорожные происшествия не потому, что не знают ПДД, а потому, что опасность для них была скрыта (стоящим автомобилем, деревьями, забором и т.п.)

В этом году с участием несовершеннолетних водителей произошло 9 ДТП!  В первую очередь это свидетельствует на отсутствие контроля со стороны взрослых в отношении несовершеннолетних!

 В случае выявления сотрудниками милиции фактов нарушения ПДД несовершеннолетними, родители могут быть привлечены к административной ответственности по ст.10.3 КоАП. 

Госавтоинспекция Минской области призывает родителей проявлять бдительность и с должным вниманием контролировать времяпрепровождение своих детей, быть образцом безоговорочного соблюдения Правил дорожного движения. Ежедневно напоминать юным пешеходам и велосипедистам о безопасном поведении на дорогах и, что не менее важно, во дворах. Ведь уже за пределами подъезда начинается зона повышенной опасности. Прежде чем отпускать ребёнка самостоятельно кататься на велосипеде (средствах персональной мобильности), необходимо убедиться, что ваш ребенок будет в безопасном месте, а не на проезжей части.

Задача всех участников дорожного движения – быть максимально внимательными. Чужих детей на дороге не бывает, поэтому от вашего небезразличного участия зависят жизнь и здоровье подрастающего поколения.

Мототравматизм

Также, на территории Минской области зафиксирован рост ДТП с участием мототранспорта и (или) тяжести последствий.

Проверки по фактам ДТП показали, что основные факторы, оказывающие влияние на тяжесть последствий, являются отсутствие водительских прав у мотоциклистов, лихачество и превышение скорости, несоблюдение требований об использовании мотошлемов.

По вине мотоциклистов совершено 48 ДТП, в 20 ДТП мотоциклисты не имели права управления, 11 - находились в состоянии опьянения.

Внесение изменений в Правила дорожного движения

Республики Беларусь

Указом Президента Республики Беларусь № 295 от 4 августа 2025г. «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» внесены изменения в Правила дорожного движения (далее – ПДД), утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005г. № 551.

Так основные изменения коснулись:

Средство персональной мобильности – транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя. Лица, передвигающиеся на СПМ, приравниваются к велосипедистам с учетом особенностей, предусмотренных ПДД.

За нарушения данными участниками дорожного движения предусмотрена административная ответственность:

- ч. 1 ст. 18.20 КоАП нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, — влечет наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин;

- ч. 2 ст. 18.20 КоАП нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в ч. 1 ст. 18.20 КоАП, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, — влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.

В соответствии с пунктом 2.27 ПДД, мопед – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом до 50 куб. сантиметров (в случае двигателя внутреннего сгорания) или электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и не более 4 кВт и имеющее максимальную конструктивную скорость движения, определенную его техническими характеристиками, не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются механические транспортные средства с аналогичными характеристиками.

В соответствии с пунктом 2.28 ПДД, мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом 50 куб. сантиметров и более (в случае двигателя внутреннего сгорания) или максимальная конструктивная скорость которого (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства с приводами управления мотоциклетного типа, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 550 килограммов (без учета массы аккумуляторов электрических транспортных средств) и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Физические и юридические лица, которые имеют в собственности устройства, имеющие максимальную скорость движения более 25 км/ч обязаны обратиться за их государственной регистрацией в подразделения Госавтоинспекции при подтверждении соответствия типам транспортных средств «мопед» или «мотоцикл» в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877, в целях их дальнейшего участия в дорожном движении после их регистрации и выдачи присвоенных регистрационных знаков.

Проведение оценки соответствия транспортных средств требованиям регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) осуществляется по заявлениям физических и юридических лиц испытательными лабораториями (центрами), являющимися резидентами Республики Беларусь и включенными в Единый реестр органов, по оценке соответствия Евразийского экономического союза. По результатам оценки соответствия оформляется электронный паспорт транспортного средства.

Государственная регистрация таких транспортных средств осуществляется в соответствии с законодательством об административных процедурах без предоставления документов, подтверждающих приобретение (получение) транспортных средств.

В новой редакции ПДД предусмотрено, что движение на мотоблоке с прицепом разрешается только в светлое время суток по обочине дороги, установленная скорость движения по которой не должна превышать 90 км/ч, а при отсутствии обочины – по проезжей части дороги не далее 1 метра от ее правого края.

Кроме этого, п. 17.2 ПДД предусмотрено, что пешеход выход на проезжую часть должен осуществлять с разумной осмотрительностью после оценки расстояния до приближающихся транспортных средств и их скорости.

Кроме этого, п. 150 ПДД предусматривает, что перед пересечением проезжей части велосипедист и водитель СПМ обязаны спешиваться и переходить проезжую часть с соблюдением ПДД, предусмотренных для пешеходов, за исключением случаев движения по велосипедному переезду при условии определения порядка проезда с использованием транспортных светофоров для регулирования движения велосипедистов.

Кроме этого, велосипедист и водитель СПМ на регулируемых перекрестках обязаны руководствоваться требованиями светофоров или регулировщика для транспортных средств, а на нерегулируемом перекрестке – правилами проезда нерегулируемых перекрестков и дорожными знаками приоритета.

Также водителю СПМ запрещается:

- двигаться в населенном пункте со скоростью более 10 км/ч, за исключением движения по велосипедным дорожкам или проезжей части дороги, когда это допускается ПДД;

- не достигнув 14 лет, управлять СПМ на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица (за исключением жилых зон);

- двигаться по тротуару, если масса СПМ превышает 35 кг – в таком случае двигаться по обочине или краю проезжей части;

- оставлять СПМ в местах, где это создаст препятствия для движения иных участников дорожного движения, в связи с чем подпункт 143.14 п. 143 дополнен словами «остановка и стоянка велосипедов и СПМ, если это не создаст препятствия и опасности для дорожного движения». За данное нарушение предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 18.18 КоАП.

Также п. 156² ПДД водителю СПМ рекомендуется использовать во время движения шлем.

Кроме этого, п. 25 Прил. 4 ПДД претерпел изменения, с 01.09.2025 запрещено участие в дорожном движении в период времени с 01.12 по 01.03 на всесезонных шинах (имеющих маркировку «All seasons»). Таким образом, зимние шины механических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, должны быть маркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее и одним из знаков «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), при этом во время эксплуатации не должны иметь остаточную глубину рисунка протектора менее 4 мм («летняя» резина должна иметь остаточную глубину протектора не менее 1,6 мм).

Также в соответствии с п. 37 Прил. 4 ПДД на задних и задних боковых стеклах транспортных средств разрешена установка шторок и нанесение дополнительных пленочных покрытий. При этом лобовое и передние боковые стекла должны иметь светопропускаемость 70 %.

За нарушение вышеуказанных требований предусмотрена ответственность:

ч. 2 ст. 18.11 КоАП управление транспортным средством, имеющим неисправности, за исключением неисправностей, указанных в части 1 настоящей статьи, либо с несоблюдением условий, при наличии которых правилами дорожного движения запрещено его участие в дорожном движении, — влечет наложение штрафа в размере до одной базовой величины;

ч. 8 ст. 18.11 КоАП действия, предусмотренные ч. 1 — 4 ст. 18.11 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, — влекут наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

УГАИ УВД Минского облисполкома

Приёмное отделение – тел. +375 1717 5-25-84

Телефон "горячей линии" - тел. +375 1717 7-39-27

Телефон доверия - тел. +375 1717 2-16-06

Справка о стоимости платных услуг - тел. +375 1717 5-23-12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

E–mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с нашей политикой в отношении обработки cookies-файлов, нажмите здесь