Russian Belarusian English
Russian Belarusian English

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

Основные направления развития и совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) – это важнейшая социально-экономическая сфера страны, сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс. Ежедневно его услугами пользуется все население республики. От качества работы жилищно-коммунальных служб зависит успешное развитие экономики, благосостояние людей, их здоровье, работоспособность и настроения в обществе.

Справочно.

В состав ЖКХ входят жилищное хозяйство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная теплоэнергетика, благоустройство и санитарная очистка населенных пунктов, озеленение городов и др.

Знаковым событием, определившим стратегию и тактику совершенствования системы ЖКХ, стал республиканский семинар
2017 года с участием Главы государства
.

Основополагающими направлениями являются: тепловая модернизация жилищного фонда, замена лифтового оборудования в жилых домах, улучшение качества питьевой воды, внедрение новых подходов к обращению с бытовыми отходами, проведение справедливой тарифной политики, использование местных видов топлива в теплоэнергетике, совершенствование структуры ЖКХ. При этом Глава государства предупредил, что от структурных изменений в ЖКХ не должен пострадать ни один потребитель.

Результаты семинара легли в основу утвержденной Правительством Концепции совершенствования и развития жилищно-коммунального хозяйства до 2025 года (постановление от 29 декабря 2017 г. № 1037). Дальнейшее развитие системы ЖКХ направлено на повышение качества и доступности всех видов жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ), снижение затрат и привлечение инвестиций, совершенствование системы социальной защиты населения и тарифной политики в сфере оказания ЖКУ, улучшение благоустройства населенных пунктов, повышение эффективности управления, профессионального уровня кадрового состава и др.

Жилищный фонд, его содержание и эксплуатация

В республике проводится единая политика в отношении эксплуатации жилищного фонда независимо от форм собственности организаций ЖКХ. Жилищный фонд страны насчитывает свыше 1,5 млн. жилых домов общей площадью около 256 млн. кв. м, в том числе около 170 млн. кв. м (65%) – в многоквартирных домах. В государственной собственности находится менее 6% жилой недвижимости, остальные 94% – частная собственность граждан и юридических лиц.

На обслуживании УП «Столбцовское ОКС» находится 159 жилых домов, в районе 24 жилых дома находятся в ведении ЖСК.

Уют и комфортные условия проживания – это то, к чему стремится каждый человек независимо от места жительства.

Справочно.

В целях обеспечения прозрачности услуги по техобслуживанию жилищного фонда определены четкий перечень работ и периодичность их выполнения.

В 2014 году в республике введена система технического обслуживания жилищного фонда одним многопрофильным специалистом рабочим по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений.

Благодаря последовательной политике в организации эксплуатации жилищного фонда площадь ветхих и аварийных жилых домов остается крайне низкой на протяжении длительного времени и не превышает
0,1% от общей площади жилья.

Чтобы не допустить ухудшения технического состояния жилфонда, ежегодно увеличиваются объемы ввода жилья после капитального ремонта.

Справочно.

С 2010 по 2017 год объемы ввода увеличились почти в 2 раза
(с 1,4 до 2,6 млн. кв. м), что позволило довести удельный уровень капремонта в 2017 году до 2,3% от обслуживаемой площади, тогда как в 2005 году он составлял лишь 0,8%. В 2020 году Правительство ставит задачу отремонтировать 3% от эксплуатируемой площади (3,6 млн. кв. м).

В 2018 году унитарным предприятием «Столбцовское ОКС» ведутся работы на двух объектах «Капитальный ремонт жилого дома №30 по ул.Танкистов в г.Столбцы Минской области» и «Капитальный ремонт жилого дома №2 по ул.Энгельса в г.Столбцы Минской области».

 

В последние годы произошли изменения в подходах к проведению капитального ремонта. С 2015 года пересмотрены виды и состав работ (исключены те из них, которые относятся к модернизации и увеличивают потребительские качества жилых помещений).

Необходимость проведения капремонта определяется на основании обследования жилого дома и срока его службы. Выбор исполнителя строительно-монтажных работ производится на конкурсной основе (посредством тендерных торгов). Списки нуждающихся в капитальном ремонте домов формируются местными исполнительными органами с перспективой на год и на 5 лет.

Столбцовским райисполкомом решением от 26.03.2018г. №347 утверждена перспективная программы капитального ремонта жилищного фонда УП «Столбцовское ОКС» на 2019-2023 годы (перечень жилых домов подлежащих капремонту).

Справочно.

Единые подходы к проведению, планированию и финансированию капитального ремонта, а также перечень видов работ установлены постановлением СМ РБ от 21 апреля 2016 г. № 324.

В последние 20 лет отчисления на капремонт производят все без исключения жители многоквартирных домов (на данный момент тариф составляет 0,0953 рубля за квадратный метр ежемесячно). Но денег этих для реализации глобальных работ недостаточно, и государство вынуждено совершать серьезное субсидирование данного вида услуг.

Справочно.

Если в качестве примера взять стандартную двухкомнатную квартиру общей площадью 48 кв. метров, то за 17 лет внесения платежей за капитальный ремонт собственник этой квартиры накопил бы около
935 рублей, а минимальная стоимость капитального ремонта квадратного метра составляет 150 рублей.

Бережное и ответственное отношение жильцов к общедомовому имуществу, надлежащее и своевременное техобслуживание, осуществляемое жилищно-эксплуатационной организацией, продлевают срок комфортного и безопасного проживания в доме.

 

Водоснабжение и водоотведение

Ежедневно организациями водопроводно-канализационного хозяйства системы ЖКХ в квартиры и дома жителей республики подается около
1 млн. куб. м воды.

Доступ к центральному водопроводу имеет 98,4% городского населения (в г.Столбцы – 95%) и 73,2% – сельского (Столбцовский район – 58,5%), в том числе 85,9% жителей агрогородков (Столбцовский район – 83,7%).

Все регионы республики и большая часть города Минска обеспечиваются водоснабжением из подземных источников, что позволяет получать качественную воду. На сегодняшний день только 30% населения г.Минска обеспечивается водоснабжением из поверхностного источника.

Такие результаты обеспечены в том числе благодаря реализации Государственной программы по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода», которая стартовала в 2000 году.

Справочно.

За последние годы построены 165 станций обезжелезивания воды,
82 водозабора, 1 047 км трубопровода.

Свыше 15 лет в республике не регистрируются вспышки острых кишечных инфекций, связанных с питьевым водоснабжением населения.

Несмотря на значительный объем работ, проблема качества питьевой воды до конца не решена. Главой государства поставлена задача к 2025 году обеспечить 100% потребителей водой питьевого качества.
Для безусловного ее выполнения необходимо построить станции обезжелезивания более чем в 1 200 населенных пунктах.

В Столбцовском районе необходимо строительство станций обезжелезивания в аг.Вишневец, аг.Старый Свержень, аг.Аталезь

Теплоснабжение

Тепло в наших домах – еще один важный аргумент стабильности работы организаций ЖКХ.

На современном этапе главная цель – повышение эффективности путем оптимизации схем теплоснабжения населенных пунктов, модернизации котельного оборудования, снижения потерь тепловой энергии.

Справочно.

Проведена большая работа по модернизации котельного хозяйства, переводу его на использование местных видов топлива (МВТ) и снижению удельных расходов природного газа, запасов которого в нашей стране нет. В настоящее время местные виды топлива используют более 70% котельных ЖКХ.

В Инвестицонную программу 2018 года Столбцовского района включен объект «Строительство котельной на МВТ в г.Столбцы»

За 7 лет заменены более 5,2 тыс. км тепловых сетей, что сократило потери тепловой энергии при ее транспортировке с 20,6% в 2010 году до 11,0% в 2017-м. В 2018 году организациям ЖКХ необходимо заменить
678,8 км тепловых сетей.

За период с января 2018 по август 2018 в г.Столбцы заменено 1,5 км. пи-трубы, что составляет 50% от годового задания.

Для дальнейшего снижения затрат на теплоснабжение активно прорабатываются вопросы финансирования мероприятий по тепловой модернизации жилых домов, так как порядка 70% жилфонда республики (дома, построенные до 2000 года) не отвечает современным нормам. Рассматриваются различные источники финансирования их модернизации, в том числе и средства международных финансовых организаций.

В соответствии с утвержденными графиками осуществляется подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимнем периоде 2018/2019 года.

объектов жилищного фонда

Мероприятие

план

факт

%

На дома, находящиеся на балансе УП «Столбцовское ОКС»

     

профремонт инженерных сетей отопления домов, ед.

90

90

100

в том числе ремонт тепловых пунктов, ед.

36

36

100

ремонт стыков панелей, тыс.пог.метров

0

0,40

 

ремонт кровель, тыс.кв.метров

0,800

0,96

120

ремонт печей, ед.

1

1

100

ремонт тепловой изоляции в домах, куб.метров

12,0

12,0

100

подготовлено домов УП «Столбцовское ОКС», ед.

159

159

100

в том числе с центральным отоплением, ед.

90

90

100

получено паспортов, ед.

1

1

100

подготовлено домов других ведомств, ед.

24

20

83

получено паспортов, ед.

24

20

83

оснащение домов приборами учета ГВС, ед.

6

6

100

оснащение домов приборами учета тепловой энергии, ед.

3

3

100

поверка приборов учета тепловой энергии, ед.

19

19

100

2.5. Созданы запасы топлива:

Вид топлива

план

факт

%

древесное топливо, тыс.пл.куб.метров

9,00

8,082

90

дрова, тыс.пл.куб.метров

8,00

7,038

88

древесная щепа, тыс.пл.куб.метров

1,00

1,044

104

торф, тыс.тонн

0,05

0,136

272

Вторичные материальные ресурсы

За последние годы в республике созданы необходимые условия и инфраструктура для сбора, вывоза и размещения твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в соответствии с санитарными требованиями и стандартами.

Системой раздельного сбора сегодня охвачено свыше 80% населения. Это позволило увеличить уровень использования ТКО более чем в 3 раза (с 5,5% в 2008 году до 17,6% в 2018-м). По данному показателю Беларусь опережает все страны СНГ и фактически сравнялась с такими европейскими государствами, как Испания, Португалия и Финляндия.

Основные направления совершенствования системы обращения
с ТКО нашли отражение в Национальной стратегии по обращению с ТКО и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 2017 г. № 567). Данным документом предусматриваются мероприятия по минимизации вредного воздействия ТКО на здоровье человека, окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов путем максимально возможного извлечения компонентов, содержащихся в отходах (органика, металлолом, бумага и картон, стекло, полимеры, текстиль, изношенные шины и другое), вовлечения их в хозяйственный оборот и энергетическое применение в виде RDF-топлива.

Совершенствование тарифной политики в сфере оказания ЖКУ и системы социальной защиты населения

Особенностью политики ценообразования на ЖКУ для населения является не простое повышение цен и тарифов в связи с изменением стоимости материальных затрат и энергоресурсов, а плавное регулирование в зависимости от роста доходов граждан и снижения затрат на оказание услуг.

Механизм изменения тарифов прозрачен и понятен – ежегодное повышение на 5 долларов США в расчете по стандартной двухкомнатной квартире общей площадью 48 кв. м с тремя проживающими и дальнейшая ежеквартальная индексация на рост номинальной начисленной заработной платы (Указ Президента Республики Беларусь от 5 декабря 2013 г. № 550 «О некоторых вопросах регулирования тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь»).

Несмотря на происходящий в последние годы рост стоимости услуг ЖКХ, их оплата занимает относительно невысокий удельный вес в расходах белорусских семей. В 2016–2017 годах на эти цели из семейного бюджета тратилось около 7% (в 2005 году – 9,1% от общего объема потребительских расходов семьи). Средние платежи за коммунальные услуги в Беларуси не превышают 5% от средней заработной платы по стране.

Справочно.

Жители соседней Прибалтики отчисляют на коммунальные расходы почти 20% ежемесячного заработка, среднестатистический россиянин тратит на коммунальные платежи 17% бюджета семьи, украинец – 10% доходов.

Не допустить резкого увеличения доли ЖКУ в расходах домашних хозяйств удается как за счет поступательного повышения доходов населения, так и благодаря снижению затрат на оказание ЖКУ.

Справочно.

Организации ЖКХ проводят постоянную работу по снижению затрат на оказываемые населению услуги. Так, за период с 2010 по 2017 год экономия затрат по системе ЖКХ составила 744,85 млн. рублей. Основной упор делается на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов, потерь тепловой энергии и воды, оптимизацию численности, уменьшение накладных расходов и другие мероприятия.

Отдельные тарифы на ЖКУ, установленные для населения, не обеспечивают полное возмещение затрат на их оказание. В большей степени государством субсидируется тариф на тепловую энергию (горячее водоснабжение и отопление).

Как не раз отмечал Президент Беларуси А.Г.Лукашенко, «Мы вынуждены постепенно повышать тарифы, иначе реального оздоровления экономики не добиться. Сегодня то, что население не доплачивает, за него платят предприятия». В то же время Глава государства всегда подчеркивал, что «повышение тарифов может быть оправдано только при условии повышения качества обслуживания и снижения затрат, а также при росте заработной платы, доходов населения».

Подходы по начислению платы за ЖКУ постоянно совершенствуются в целях обеспечения гибкости ценообразования, прозрачности формирования тарифов и стоимости коммунальных услуг.

Справочно.

В условиях роста тарифов на ЖКУ повышенное внимание уделяется государственной поддержке населения через предоставление семьям с низкими доходами безналичных жилищных субсидий.

Помощь оказывается при условии, что ежемесячный платеж за ЖКУ при их нормативном потреблении превышает 20% среднемесячного совокупного дохода семьи в городской местности и 15% – в сельской. Величина субсидии определяется как положительная разница между суммой платежа и суммой, составляющей соответственно 20% и 15% среднемесячного совокупного дохода (Указ Президента Республики Беларусь от 29 августа 2016 г. № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий»).

Справочно.

С начала 2018 года государственная поддержка для оплаты ЖКУ предоставлена 24,2 тыс. семей на сумму 612 тыс. рублей. Причем подавляющее большинство (95%) – по выявительному принципу, на основании данных информационных ресурсов без необходимости сбора каких-либо документов.

С 1 августа вступил в силу Указ Президента РБ от 7 июня 2018 г. № 225 «О безналичных жилищных субсидиях», которым система предоставления субсидий по выявительному принципу расширена за счет включения отдельных социально уязвимых категорий граждан:

осуществляющих уход за детьми в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом до 18 лет и получающих пособие в органах по труду, занятости и социальной защите;

получающих пособие по уходу за лицами, достигшими восьмидесятилетнего возраста, или инвалидом I группы.

Повышение качества жилищно-коммунальных услуг, использование информационных технологий

Сегодня в отрасли многое делается для выстраивания тесного диалога с потребителем, налаживания коммуникативных связей с использованием современных технологий.

Дальнейшее развитие в республике получит опыт г.Минска по созданию единой диспетчерской службы 115. До конца 2018 года
в соответствии с поручением Главы государства создание областных контакт-центров и единых диспетчерских служб с коротким номером будет завершено повсеместно.

Справочно.

Контакт-центр г.Минска (телефонный номер 115, интернет-портал «Мой горад 115.бел») работает в круглосуточном режиме. Заявка, поступающая в контакт-центр, фиксируется и направляется исполнителю услуги. Ее выполнение отслеживается как путем предоставления отчета исполнителем, так и путем мониторинга (обзвона) выполнения заявок самим контакт-центром.

Важным направлением в работе являются информирование и разъяснение законодательства по вопросам ЖКХ. В 2015 году Министерством ЖКХ был создан портал коммунальной грамотности. Ресурс рассчитан на население, а также организации ЖКХ и товарищества собственников.

В рамках единого расчетного информационного пространства создана автоматизированная информационная система по учету, расчету и начислению платы за жилищно-коммунальные услуги – АИС «Расчет-ЖКУ». Это позволило унифицировать систему расчетов, усилить контроль за правильностью начислений платы за жилищно-коммунальные услуги по всей стране. В перспективе планируется запустить личный кабинет пользователя – возможность получать информацию о своих платежах, смотреть детализацию потребления услуг ЖКХ и вводить показания счетчиков и др.

Поддержание и дальнейшее улучшение благоустройства населенных пунктов

Приезжающие в нашу страну гости и туристы из других стран зачастую удивляются, насколько чисты и ухоженны населенные пункты Беларуси: от небольших агрогородков, райцентров и до столицы. За всем этим – повседневный кропотливый труд работников жилищно-коммунальной отрасли.

Однако благоустройство городов и сел – это дело не только коммунальников, но и каждого белоруса – по месту жительства, работы, учебы. Одна из приоритетных задач в наведении порядка на земле – максимальное вовлечение населения и всех субъектов хозяйствования в проведение работ по благоустройству.

Решением Столбцовского райисполкома от 30.03.2018г. №364 в редакции решения от 12.06.2018г. №716 за организациями, учреждениями, ИП, собственниками капитальных строений закреплены территории, объекты, улицы г.Столбцы, соответствующие решения приняты и сельскими исполнительными комитетами.

Чувство собственника, хозяина на своей земле не рождается само по себе, оно воспитывается годами, в том числе бережным отношением к окружающей среде, неравнодушием к состоянию своего дома, участием в работах по благоустройству малой родины.

Не случайно ЖКХ часто расшифровывается «Живи Как Хозяин». Жилищно-коммунальная служба – это та сфера, успешная деятельность которой зависит не только от профессионализма специалистов, но и от чувства ответственности всех граждан.

Отделы идеологической работы, культуры и по делам молодежи, архитектуры и строительства, жилищно-коммунального хозяйства Столбцовского райисполкома

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

E–mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.