Russian Belarusian English
Russian Belarusian English

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

Природные ресурсы и их рациональное использование в Республике Беларусь

Согласно оценкам ООН, ежегодно из недр Земли извлекается около 100 млрд. тонн полезных ископаемых. Треть земли на планете сильно деградирует, а плодородная почва ежегодно теряется в размере 24 млрд. тонн. Уже уничтожена почти половина лесов, некогда покрывавших планету. Стремительно утрачивается биоразнообразие. Быстро истощаются подземные воды. На Земле скопились сотни миллиардов тонн промышленных отходов (ежегодно в США их объем увеличивается на 4,5 млрд. тонн, в Западной Европе – на 2 млрд. т, в Японии – на 1,3 млрд. тонн).

Ожидается, что к 2030 году человечеству потребуется на 50% больше продовольствия и на 30% больше воды, чем сегодня. В связи с ростом населения и развитием мировой экономики к 2035 году глобальное потребление энергии вырастет примерно на 50%.

Все это свидетельствует об остроте проблем сбережения и рационального использования природных ресурсов в мире.

  1. Государственная экологическая политика в Республике Беларусь

Государственная политика в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь направлена на улучшение качества жизни и условий труда граждан, рациональное использование и охрану природных ресурсов, разработку и внедрение в практику ”зеленых“ технологий.

1.1. Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды

В нашей стране сформирована законодательная база, которая обеспечивает комплексное регулирование вопросов использования и охраны земель, лесов, вод, недр, атмосферного воздуха и озонового слоя, растительного и животного мира, природных территорий, подлежащих специальной охране, и особо охраняемых, а также отношений в области безопасности генно-инженерной деятельности, обращения с отходами.

Основные направления экологической политики отражены в Стратегии в области охраны окружающей среды на период до 2025 года, Водной стратегии на период до 2025 года, Государственной программе ”Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов“ на 2016–2020 годы, а также заложены в основу Национального плана действий по развитию ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь до 2020 года.

В текущем году приняты указы Президента Республики Беларусь
от 1 февраля 2018 г. № 48 ”Об изменении Указа Президента Республики Беларусь“ (вносит изменения в осуществление инвестиционной деятельности в отношении недр) и от 13 марта 2018 г. № 108 ”Об экологической сети“ (утверждает систему природно-территориальных комплексов, предполагающих специальные режимы охраны и использования).

В 2017–2018 гг. принят ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь относительно повышения эффективности регулирования правоотношений в части определения вреда, причиненного окружающей среде; выдачи сертификата о подтверждении происхождения энергии и подключения электроустановок к электрической сети; получения разрешений на спецводопользование; предоставления заключений об отсутствии в продукции озоноразрушающих веществ; проведения государственной геологической экспертизы и др.

1.2. Минерально-сырьевые ресурсы

Республика Беларусь располагает значительным минерально-сырьевым потенциалом.

Выделяются следующие группы полезных ископаемых:

добываемые полезные ископаемые (нефть, газовый конденсат, торф, каменные и калийные соли, доломит, сапропель, строительный камень, песчано-гравийные смеси, стекольные и строительные пески, глины, подземные воды);

полезные ископаемые разведанные, но не добываемые (бурые угли, горючие сланцы, железные руды, гипс и др.);

перспективные полезные ископаемые (базальты, пирофиллит, янтарь, редкоземельные элементы, медь, уран и др.).

На базе разведанных месторождений полезных ископаемых созданы предприятия и производственные мощности по добыче торфа, нефти, каменной соли, производству калийных и доломитовых удобрений, разнообразных строительных материалов, пресных и минеральных подземных вод.

Справочно.

Ведущие места среди промышленных предприятий занимают ОАО ”Беларуськалий“, РУП ”Производственное объединение ”Белоруснефть“,
ОАО ”Белорусский цементный завод“, ОАО ”Красносельскстройматериалы“,
ОАО ”Кричевцементношифер“, РУПП ”Гранит“, ОАО ”Доломит“ и др.

1.3. Атмосферный воздух и озоновый слой

Одним из направлений государственной экологической политики является обеспечение качественного состояния атмосферного воздуха. За последние пять лет потребление озоноразрушающих веществ в стране сократилось более чем на 100 тонн в год. В 2017 году оно составило около 41 метрической тонны, что на 20% меньше уровня 2016 года.

Снижение выбросов достигнуто в основном за счет обновления парка транспортных средств автомобилями высоких экологических классов и улучшения качества топлива.

В целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух особое внимание уделяется вопросам эффективного использования топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) и возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ).

1.4. Климат

Республика Беларусь в сентябре 2016 г. стала Стороной Парижского соглашения, принятого в декабре 2015 г. на 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата. Соглашение, регулирующее меры по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 года, направлено на реализацию мер по поддержке экологической целостности, развитие возобновляемых источников энергии, ”зеленой“ экономики, передачу высокоэффективных технологий, смягчение последствий изменения климата и адаптацию к изменяющемуся климату, что соответствует интересам нашего государства.

По сравнению со многими странами и регионами преимуществом  Беларуси является более высокий адаптационный потенциал, который обеспечивают высокая лесистость территории, существенная доля болот, наличие значительных водных ресурсов и особо охраняемых природных территорий.

Беларусь по праву называют ”легкими“ Европы. Болота республики занимают площадь 1,7 млн. га и очищают атмосферу так же эффективно, как способны очистить 20 млн. га леса. В отличие от большинства западноевропейских государств в нашей стране сохранились естественно возобновляемые болотные массивы: 1 348 болот общей площадью около 863 тыс. га (34% от первоначальной площади), в том числе самые крупные в Европе уникальные низинные осоковые болота (Званец – 16,2 тыс. га и Споровское – 19,4 тыс. га). Не случайно белорусские болота находятся под защитой ООН. Начиная с 2000-х годов в рамках ряда международных проектов реализуются мероприятия по их сохранению и устойчивому использованию.

При выполнении международных проектов в республике была проведена значительная работа по экологической реабилитации 51 тыс. га нарушенных торфяников, представляющих собой источник поступления диоксида углерода в атмосферу.

1.5. Лесные ресурсы

Лес – не только источник возобновляемых сырьевых ресурсов, но и важный природоохранный фактор. Леса выполняют водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и другие функции. Около 40% территории Беларуси занято лесами.

В 2015 году принят новый Лесной кодекс Республики Беларусь, в котором предусмотрен ряд изменений в ведении хозяйственной деятельности:

установлен приоритет лесовосстановления над лесопользованием;

значительно усилены требования по охране лесов (введены запреты на складирование снега, содержащего песчано-солевые смеси и противогололедные реагенты, мойку транспортных средств, устройство летних лагерей для сельскохозяйственных животных и размещение скотомогильников, складирование удобрений, загрязнение лесов сточными водами, химическими и иными веществами, а также размещение отходов);

изменена классификация лесов в зависимости от выполняемых ими функций (введены 4 категории: природоохранные, рекреационно-оздоровительные, защитные и эксплуатационные леса);

стимулируется развитие рынка лесных услуг.

1.6. Водные ресурсы

На территории Беларуси находится более 20 тыс. рек общей протяженностью около 90 тыс. км. Это больше, чем две длины экватора нашей планеты. Наиболее крупными и известными реками являются Днепр, Западная Двина, Неман, Припять, Сож, Березина, Вилия. Основная часть белорусских рек отличается незначительной протяженностью (длина 90% из них не превышает 10 км – это малые реки).

В стране насчитывается около 11 тыс. озер. Больше всего озер на севере и северо-западе, в т. н. Белорусском Поозерье. В отдельных районах (Браславский, Ушачский) озерами занято до 10% территории. Самое большое по площади белорусское озеро – Нарочь в Мядельском районе Минской области (79,6 км²), самое глубокое – Долгое озеро в Глубокском районе Витебской области (глубина 53,7 м). При этом около 1,5 тыс. озер по своим характеристикам могут рассматриваться как объекты для отдыха и оздоровления.

Справочно: В Столбцовском районе  - крупная река Неман, 47 малых рек, более 150 прудов. Общая протяженность речной сети района составлят 727,1 км. Наиболее крупными притоками р. Неман являются реки Сула (57,5 км), Яченка (25,5 км), Усса (42,5 км). На территории района – 312 скважин для добычи подземных вод, из них – 235 действующих,50 законсервированных, 27 подлежащих ликвидации (тампонажу).

Распространенные повсеместно подземные воды Беларуси отличаются хорошим качеством и позволяют поддерживать достаточно высокий уровень жизни граждан. Потребление питьевой воды на одного жителя в целом по Беларуси составляет 184 л/сут., что существенно выше, чем в большинстве стран Европы (100–150 л/сут.).

Всего в стране выявлено около 280 месторождений и участков пресных вод, используется около двух третей из них.

Помимо этого в Республике Беларусь создано 153 водохранилища. Их суммарная площадь – 797 км², или 0,5% площади страны.

Основными потребителями воды в настоящее время являются: жилищно-коммунальное хозяйство – около 47% общего потребления; производственное (промышленное) водоснабжение – свыше 44%; сельскохозяйственное водоснабжение – около 9%.

Главным резервом повышения эффективности использования водных ресурсов (особенно свежей воды) является дальнейшее сокращение потребления в основных водопотребляющих отраслях. Другое направление – ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования, а также непосредственно водопотребителями.

1.7. Предотвращение деградации земель

В 2017 году в рамках реализации Национального плана действий по предотвращению деградации земель (включая почвы) на 2016–2020 годы обеспечено:

выполнение реконструкции и восстановления 216 участков мелиоративных систем на общей площади 37 тыс. га;

внесение 51,1 млн. тонн органических удобрений в целях поддержания плодородия почв сельскохозяйственных земель;

проведение рекультивации 202 отработанных внутрихозяйственных карьеров на площади более 234 га, 30 земельных участков, предоставленных для разработки месторождений (их частей) полезных ископаемых, общей площадью 214 га (в том числе 106 га – под сельскохозяйственное использование, 58 га – под лесохозяйственное использование и 50 га – под иное использование);

внедрение (по разработкам ученых НАН Беларуси) в производство технологии создания плодородного агроторфяного слоя на торфяных комплексах Полесья (площадь внедрения – 12,8 тыс. га).

Справочно: В 2017 году в Столбцовском районе рекультивирован внутрихозяйственный карьер ОАО «Вишневецкий-агро» на общей площади 0,3 га.

1.8. Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия

На 1 января 2018 г. в республике функционировали 1 285 особо охраняемых природных территорий общей площадью 1,8 млн. га, что составляет около 9% общей площади Беларуси.

В нашей стране утверждена схема национальной экологической сети в целях обеспечения поддержания естественных миграционных процессов движения и непрерывности среды обитания живых организмов, сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия на особо охраняемых природных территориях и природных территориях, подлежащих специальной охране.

Для повышения эффективности использования биологических ресурсов в 2017 году внесены изменения в правила заготовки ягод и грибов в лесном фонде, в 2018 году планируется пересмотр правил добычи, заготовки и закупки диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства.

Справочно: на территории Столбцовского района имеется 8 особо охраняемых природных территорий. Наиболее крупный ландшафтный заказник республиканского значения «Налибокский» площадью более 25 тыс. га. 3 памятника природы республиканского значения: «Липы американские», «Липы мелколистные», «Усадьба Ф.Э.Дзержинского с прилегающим участком леса». 4 памятника природы местного значения: парк «Новая Веска», парк «Сула», гедрологические заказники «Судницкие родники» и «Родник Красный».

 1.9. Контроль и ответственность за нарушения природоохранного законодательства

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 ”О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь“ контролирующими органами в данной сфере являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Минприроды) и Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (далее – Госинспекция).

За нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды предусмотрены административная и уголовная ответственность.

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность (статьи 15.1–15.65) за нарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.

Уголовная ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды наступает в соответствии со статьями 263–284 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Кроме того, статьей 99 Закона Республики Беларусь ”Об охране окружающей среды“ определено, что привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и выполнения мероприятий по ее охране. Перечень фактов, при установлении которых вред окружающей среде считается причиненным, указан в пункте 3 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 1042.

Согласно статье 101 названного Закона вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.

Справочно.

Например, в Столбцовском районе в 2018 году выявлено незаконное удаление гражданином деревьев. По данному факту виновное лицо привлечено к административной ответственности на сумму 245 рублей, а также предъявлена претензия о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, на сумму 275,38 рубля.

 Главой государства 3 мая 2018 г. принято решение об освобождении от занимаемых должностей начальника Госинспекции и его заместителя за непринятие мер по пресечению правонарушений и фактов коррупции в подведомственных организациях.

 Для контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Минприроды начало использовать беспилотные аппараты. Первыми протестировали дрон инспекторы Гродненской области.

****

Дальнейшая реализация государственной экологической политики в Республике Беларусь предусматривает реализацию до 2030 года мероприятий по:

увеличению лесистости территории страны с 39,4% в 2013 году до 41%;

экологической реабилитации не менее 10 тыс. га нарушенных болот с увеличением площади восстановленных торфяников до уровня не менее 60 тыс. га и уменьшением площади деградированных осушенных земель с торфяными почвами до 190 тыс. га;

сохранению основных местообитаний популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, обитающих и произрастающих на водно-болотных угодьях, площадью не менее 30 тыс. га открытых низинных болот, 40 тыс. га пойменных луговых земель, 160 тыс. га верховых и переходных болот;

сохранению естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечению экологического равновесия природных систем и устойчивого использования особо охраняемых природных территорий площадью не менее 8,8% от территории страны.

  1. Развитие ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь

Классическое понятие ”зеленая“ экономика“ сформулировано в Программе ООН по окружающей среде (или ЮНЕП) – это экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее обеднение.

В Республике Беларусь механизмы ”зеленой“ экономики внедряются в соответствии с  Национальным планом действий по развитию ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь до 2020 года. Беларусь стала второй после Казахстана страной в СНГ, принявшей такой документ на высоком уровне.

В 2017 году Правительство утвердило Стратегию по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года.

Целью Стратегии является определение основных направлений минимизации вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека, окружающую среду и рациональное использование природных ресурсов путем предотвращения образования отходов, максимально возможного извлечения содержащихся в отходах компонентов (органика, металлолом, бумага и картон, стекло, полимеры, текстиль и др.), их использование в качестве дополнительных источников сырья для производства продукции, а также энергетического использования в виде RDF-топлива, тепловой и электрической энергии.

Развитию ”зеленой“ экономики способствуют запуск новых производств с низким уровнем выбросов и использование инновационных технологий – альтернативных и ресурсосберегающих.

В рейтинге по Индексу экологической эффективности, который с 2008 года определяется экспертами каждые два года, Беларусь в 2016 году заняла 35-е место из 180 государств.

  1. Государственная политика в сфере энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов

Энергетическая безопасность государства во многом обеспечивается за счет повышения эффективности использования ТЭР и увеличения доли местных ресурсов (в том числе ВИЭ).

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими в нашей стране сферу энергосбережения, являются:

Закон Республики Беларусь от 8 января 2015 года ”Об энергосбережении“;

Закон Республики Беларусь от 27 декабря 2010 года ”О возобновляемых источниках энергии“;

Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3
”О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства“;

Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь;

Государственная программа ”Энергосбережение“ на 2016–2020 годы.

3.1. Основные направления политики энергосбережения

В республике создана основа для наращивания производства без значительного роста потребления ТЭР.

По энергоемкости ВВП (макроэкономический статистический показатель, который характеризует уровень потребления ТЭР, приходящихся на единицу ВВП) Республика Беларусь достигла уровня ряда развитых стран со сходными климатическими условиями

 Главой государства поставлена задача ежегодно наращивать объемы местных ТЭР и ВИЭ, чтобы выйти к концу пятилетки на уровень 16‑процентной доли местных ТЭР и 6‑процентной доли ВИЭ в валовом потреблении.

3.2. Ответственность за нерациональное использование энергоресурсов

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нерациональное использование ТЭР, нарушение правил, регламентирующих их рациональное использование (статьи 20.1–20.12).

  1. Международное сотрудничество Республики Беларусь

4.1. Партнерство в рамках охраны окружающей среды

В 2017 году для реализации 11 проектов международной технической помощи Минприроды привлечены средства в объеме свыше $4,2 млн. Это почти в 30 раз превышает средства, потраченные Беларусью на выплату соответствующих взносов.

Направление ”охрана окружающей среды“ включено в перечень приоритетов сотрудничества ЕС с Республикой Беларусь на период 2014–2020 гг. В список финансируемых мероприятий программы действий Евросоюза для Беларуси на 2018 год внесен в том числе предложенный белорусской стороной проект ”Брест – Симбио-сити“ (”Умный город“).

В 2017 году Республикой Беларусь подписаны договоры и соглашения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов с Социалистической Республикой Вьетнам, Арабской Республикой Египет, Российской Федерацией, Турецкой Республикой. В нашей стране проведены встречи двусторонних комиссий и рабочих групп по вопросам охраны окружающей среды с Австрийской Республикой, Республикой Польша, Французской Республикой.

Наращивается международное сотрудничество со странами ”дальней дуги“, в том числе в части расширения географии и номенклатуры экспорта геологических услуг (Египет, Республика Судан).

4.2. Партнерство в рамках развития ”зеленой“ экономики

С 2015 года в нашей стране осуществляется проект ПРООН ”Содействие переходу Республики Беларусь к зеленой экономике“, финансируемый Евросоюзом (в объеме €5 млн.) в рамках Годовой программы действий ЕС для Беларуси.

4.3. Партнерство в целях повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии

Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации в рамках третьей платформы Восточного партнерства ”Сопряженность, энергоэффективность, охрана окружающей среды и изменение климата“ осуществляет взаимодействие с Европейской комиссией по координации реализации флагманской инициативы ЕС ”Соглашение мэров по климату и энергии“ (далее – Соглашение мэров) в целях привлечения грантовых средств ЕС и кредитов международных финансовых организаций на выполнение энергосберегающих и климатически нейтральных мероприятий в городах – подписантах Соглашения мэров.

Важным для Беларуси является проект Глобального экологического фонда и ПРООН ”Повышение энергетической эффективности жилых зданий в Республике Беларусь“, направленный на снижение потребления энергии при эксплуатации жилых зданий и соответствующее сокращение выбросов парниковых газов (сроки реализации – 2012–2018 гг., объем финансирования – $4,9 млн.).

В рамках сотрудничества Беларуси со Всемирным банком с 2001 года подписано 7 соглашений о предоставлении займов для проектов в сфере энергосбережения, повышения энергоэффективности и развития использования ВИЭ на общую сумму $422,6 млн., шесть из которых на сумму $332,6 млн. уже реализованы.

  1. Наведение порядка на земле, благоустройство территорий

Минприроды осуществляет общую координацию этой работы и в целях формирования единой системы контроля и отчетности ежегодно разрабатывает Республиканский план мероприятий по наведению порядка на земле.

В связи с объявлением Главой государства 2018 года Годом малой родины Минприроды приняло решение о проведении в Республике Беларусь с апреля по октябрь 2018 г. глобальной экологической кампании ”Обустроим малую родину“. Органами государственного управления, учреждениями образования, предприятиями и общественными организациями проведены и планируются различные акции и мероприятия, среди которых – ”Неделя леса“, ”Чистый двор“, ”Восстановим землю вместе“, ”Помоги природе делом“, ”Чистый берег“, ”Чистый водоем“ и др.

****

По словам Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, ”природа – это дар божий, мы его должны сохранить и еще в лучшем состоянии передать своим детям и внукам“.

В 2018 году особое внимание уделяется наведению порядка в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним землях. Как заявил Глава государства на состоявшемся 3 апреля 2018 г. республиканском семинаре-совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли страны, ”решение имеющихся проблем предполагает престиж и комфорт сельского быта, моду, если хотите, на собственный дом и вокруг него кусочек земли, гармоничное сочетание красоты белорусской природы и высоких технологий современной жизни“.

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

E–mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.