Russian Belarusian English

12312312321

Russian Belarusian English

Приёмное отделение – тел. +375 1717 5-25-84

Телефон "горячей линии" - тел. +375 1717 7-39-27

Телефон доверия - тел. +375 1717 2-16-06

Справка о стоимости платных услуг - тел. +375 1717 5-23-12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

Противодействие коррупции

Материал подготовлен
специалистами ООО "ЮрСпектр"

 

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 6 ноября 2019 г.

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОРРУПЦИИ

1.1. Что понимают под коррупцией

1.2. Какие антикоррупционные НПА приняты в Беларуси

1.3. Какие правонарушения чаще всего создают условия для коррупции

1.4. Какие коррупционные преступления выявляют

1.5. Как отличить подарок от взятки

 

  1. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ

2.1. Какие антикоррупционные обязанности есть у руководителя

2.2. Установлены ли антикоррупционные ограничения для работников

2.3. Какую антикоррупционную документацию разрабатывает организация

2.4. Нужно ли создавать антикоррупционную комиссию

2.5. Нужно ли проводить антикоррупционное обучение работников

 

  1. ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ КОРРУПЦИИ

3.1. Какие есть способы и критерии выявления коррупции

3.2. Кто и зачем должен декларировать доходы и имущество

3.3. Как обнаружить конфликт интересов

3.4. Есть ли гарантии лицам, способствующим выявлению коррупции

3.5. Кто возмещает вред от коррупции

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОРРУПЦИИ

Противодействие коррупции - задача не только госорганов, но и иных организаций независимо от формы собственности (ч. 1 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией). Это подразумевает предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, создающих условия для коррупции, коррупционных правонарушений, устранение их последствий.

Ответственность за организацию борьбы с коррупцией несут не только государственные должностные, но и приравненные к ним лица (далее - должностные лица). Это в том числе (п. 5 - 8 постановления Пленума Верховного Суда от 16.12.2004 N 12) лица:

- постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (например, руководитель, главбух, их заместители);

- уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (например, юрисконсульт, работник, который на основании выданной руководителем доверенности подписывает договоры и иные правоустанавливающие документы).

В энциклопедии рассматриваются отдельные аспекты противодействия коррупции только в госорганах и организациях, участвующих в борьбе с коррупцией (далее - организация).

 

1.1. Что понимают под коррупцией

Термин "коррупция" включает два элемента:

1) использование должностным лицом (в том числе иностранным) своего служебного положения и связанных с ним возможностей для противоправного получения имущества или другой выгоды (работы, услуги, покровительства, обещания преимущества);

2) подкуп должностного лица (включая иностранное), чтобы оно действовало или бездействовало при исполнении своих служебных обязанностей, в том числе от имени или в интересах юридического лица.

В большинстве случаев под коррупцией понимают активный или пассивный подкуп. Он полностью совпадает с уголовно-правовым понятием взяточничества: дача взятки (ст. 431 УК) - активный подкуп, а ее получение (ст. 430 УК) - пассивный. Хотя взяточничество - это лишь одна из составляющих коррупции.

Так, по данным статистики (http://court.gov.by/ru/statistika1/17695648b3494370.html) за первое полугодие 2019 г. о числе привлеченных к уголовной ответственности лиц за совершение коррупционных преступлений , наибольшее количество осуждено за:

- получение взятки (ст. 430 УК) - 141 лицо;

- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК) - 125 лиц;

- дача взятки (ст. 431 УК) - 91 лицо.

 

1.2. Какие антикоррупционные НПА приняты в Беларуси

Определяют систему мер и принципы борьбы с коррупцией, устранения последствий коррупционных правонарушений, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с коррупцией, а также предусматривают ответственность за коррупционные деяния:

- Конституция;

- Закон о борьбе с коррупцией;

- Закон о профилактике правонарушений;

- Декрет N 5;

- Декрет N 3;

- постановление Совмина от 12.09.2019 N 619;

- постановление Совмина от 26.12.2011 N 1732;

- постановление Генпрокуратуры, Совмина, КГК, Следственного комитета от 30.12.2014 N 30/1257/2/260;

- постановление Генпрокуратуры, КГК, Оперативно-аналитического центра при Президенте, МВД, КГБ, Следственного комитета от 27.12.2013 N 43/9/95/571/57/274 об утверждении перечня коррупционных преступлений;

- ТК, УК, КоАП и др.

 

1.3. Какие правонарушения чаще всего создают условия для коррупции

В ходе прокурорских проверок среди правонарушений, создающих условия для коррупции, наиболее часто выявляют:

- нарушения порядка проведения конкурсов и аукционов;

- непринятие руководителем организации мер по борьбе с коррупцией;

- неподписание должностным лицом обязательства по соблюдению установленных ограничений (ст. 17 - 20 Закона о борьбе с коррупцией), а также непринятие уполномоченными лицами мер по истребованию такого обязательства;

- недостоверное отражение в госстатотчетности сведений об объеме выполненных работ при строительстве, внесение заведомо ложных сведений в официальные документы при отсутствии состава преступления, предусмотренного ст. 427 УК;

- неправомерное предпочтение должностным лицом при подготовке и принятии решений интересов физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий, содействие в их предоставлении;

- злоупотребления должностных лиц организаций лесхоза, природоохранных инспекций, землеустроительных служб и других госорганов в виде незаконного привлечения граждан к административной ответственности.

По итогам прокурорской проверки руководителю организации, как правило, выносят представление. В нем указываются причины и условия, которые способствовали совершению коррупционных преступлений. Руководитель в течение месяца со дня получения представления обязан сообщить о принятых мерах по устранению нарушений и недопущению их в дальнейшем (п. 2 ст. 38 Закона о прокуратуре).

 

На заметку

Лицо, которое совершило правонарушение, создающее условия для коррупции, как правило, привлекают к административной, дисциплинарной и (или) гражданско-правовой ответственности (ч. 2 ст. 25 Закона о борьбе с коррупцией).

 

1.4. Какие коррупционные преступления выявляют

В перечне коррупционных правонарушений выделяются коррупционные преступления, влекущие уголовную ответственность (постановление Генпрокуратуры, КГК, Оперативно-аналитического центра при Президенте, МВД, КГБ, Следственного комитета от 27.12.2013 N 43/9/95/571/57/274).

 

Пример

Ситуация 1. Должностное лицо присваивает деньги в качестве зарплаты фиктивного работника. При этом его трудовые обязанности не выполняются. В данном случае имеет место хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).

Ситуация 2. Должностное лицо организует незаконное списание имущества компании с целью обращения его в свою собственность. Эти действия могут квалифицировать как хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).

Ситуация 3. Должностное лицо направляет работников организации в их рабочее время на служебном автомобиле для строительства его личной дачи. Такие действия должностного лица обычно квалифицируют как злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК).

Ситуация 4. Должностные лица, действуя согласованно и используя служебные полномочия, организовали конкурс на закупку уборочного комбайна и обеспечили в нем победу определенной компании. Ее представители передали должностным лицам незаконное вознаграждение в фиксированной сумме. В данной ситуации имело место взяточничество (ст. 430, 431 УК).

Ситуация 5. Агент страховой компании внес заведомо ложные сведения в свидетельство обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Благодаря этому водитель, нарушивший ПДД, уклонился от ответственности. За свои действия агент получил от водителя денежное вознаграждение. Налицо взяточничество (ст. 430, 431 УК).

 

Большинство коррупционных преступлений предусматривают ответственность в виде лишения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Возможна конфискация имущества.

 

На заметку

К лицам, осужденным за коррупционные преступления, не применяется условно-досрочное освобождение или замена неотбытой части наказания более мягким (ч. 1 п. 1 Декрета N 3).

 

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение, помимо уголовной, могут привлечь к административной, дисциплинарной и (или) гражданско-правовой ответственности.

 

1.5. Как отличить подарок от взятки

Должностным лицам запрещено принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением ими служебных (трудовых) обязанностей. Поскольку такие действия являются коррупционным правонарушением и могут быть расценены как взятка (абз. 7 ч. 1 ст. 37 Закона о борьбе с коррупцией, ч. 1 ст. 430 УК).

 

Обратите внимание!

Должностные лица могут принимать сувениры, которые им вручают при проведении протокольных и иных официальных мероприятий (абз. 7 ч. 1 ст. 37 Закона о борьбе с коррупцией). При этом антикоррупционное законодательство не содержит определений сувенира и его стоимости, понятия протокольного и официального мероприятия.

На практике под сувениром понимают имущество, из которого, как правило, не извлекают выгоду. Обычно оно служит напоминанием о каком-то событии или юридическом лице, например, визитница с логотипом организации. Проведение протокольного или официального мероприятия, на котором вручаются сувениры, лучше документировать.

 

Если должностное лицо в связи с занимаемым должностным положением принимает материальные ценности или выгоды имущественного характера, независимо от их стоимости, это расценивается как получение взятки (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда о взяточничестве).

Если работник госоргана или госорганизации, не являющийся должностным лицом, принимает за выполнение своих трудовых обязанностей (работу) имущество или другую выгоду имущественного характера помимо зарплаты, это могут посчитать за принятие незаконного вознаграждения (ч. 1 ст. 433 УК).

 

Пример

Врач, который выдал фиктивный больничный за вознаграждение, рискует стать взяточником. Так же, как и вознаграждение врача за успешно проведенную операцию от больного могут расценить как незаконное.

 

На заметку

Лицо, не имеющее полномочий, но совершившее по своей инициативе действия, повлекшие или способные повлечь правовые последствия для других лиц, не признают субъектом взяточничества (ч. 4 п. 2 постановления Пленума Верховного Суда о взяточничестве).

 

В свою очередь, подарок предполагает безвозмездность (ч. 1 п. 1 ст. 543 ГК). Значит, он вручается лицу не по причине надлежащего исполнения им своих должностных полномочий или трудовых функций, а по иному основанию, например, из чувства уважения, личной симпатии.

В отдельных случаях дарение запрещено или имеет стоимостное ограничение (ч. 1 ст. 546 ГК). Так, можно дарить подарки только, если их стоимость не превышает 5 БВ (127,5 бел. руб.), в частности:

1) работникам организаций здравоохранения, учреждений образования, учреждений социального обслуживания, иных аналогичных организаций - гражданами, находящимися в них на лечении, содержании, получающими в них образование, супругами и родственниками этих граждан (п. 2 ч. 1 ст. 546 ГК);

2) в отношениях между коммерческими организациями (п. 4 ч. 1 ст. 546 ГК).

Допускается дарение подарков должностному лицу на протокольных и официальных мероприятиях, а также по случаю его дня рождения и праздников (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда о взяточничестве).

 

Обратите внимание!

Если установят, что должностное лицо под видом подарка приняло взятку за использование своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то его посчитают взяточником независимо от стоимости полученного имущества (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда о взяточничестве).

Поэтому в спорных ситуациях руководителям лучше избегать принятия индивидуальных подарков от отдельных подчиненных по случаю различных праздничных (торжественных) событий. В то же время не будет нарушением, если руководитель примет по случаю таких событий подарок от коллектива организации, ее структурного и обособленного подразделения (коллективный подарок).

 

Должностное лицо, которое получило имущество или подарок в связи с исполнением им своих полномочий, в том числе госслужащий, принявший подарок стоимостью выше 5 БВ, обязан сдать его по месту работы (службы) в установленном порядке или возместить его стоимость (ч. 2, 3 ст. 40 Закона о борьбе с коррупцией, подп. 1.8 п. 1 ст. 22 Закона о госслужбе, ч. 1 п. 3 постановления Совмина от 22.01.2016 N 45).

 

  1. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ

 

2.1. Какие антикоррупционные обязанности есть у руководителя

Среди антикоррупционных обязанностей руководителя можно выделить следующие (ч. 1 ст. 43 Закона о борьбе с коррупцией):

1) принятие мер, направленных на борьбу с коррупцией. В их число входят (ч. 1 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией):

- планирование и координация деятельности организации по борьбе с коррупцией;

- установление антикоррупционных ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении должностных лиц;

- восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидация иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений (абз. 8 ч. 1 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией);

- установление правовых запретов в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов должностных лиц (абз. 9 ч. 1 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией);

- создание комиссий по противодействию коррупции (ч. 2 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией);

2) привлечение лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения);

3) принятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при выявлении его возникновения (возможности возникновения) (ч. 2 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией);

4) осуществление контроля за декларированием государственными должностными лицами доходов и имущества (ч. 1 ст. 35 Закона о борьбе с коррупцией);

5) осуществление контроля за подбором и расстановкой кадров (ч. 2 ст. 13 Закона о профилактике правонарушений);

6) организация проведения мониторинга практики осуществления госзакупок, разработки мер по совершенствованию порядка их осуществления, установления порядка формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок (ст. 9 Закона о госзакупках);

7) пресечение злоупотреблений в сфере оказания безвозмездной (спонсорской) помощи юридическим и физическим лицам (ч. 2 п. 11 Указа о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи);

8) информирование госорганов, осуществляющих борьбу с коррупцией, о совершении подчиненными работниками правонарушений, связанных с коррупцией. На это руководителю отводится десять дней с момента, когда он узнал о их совершении.

Обязанности информировать эти органы о нарушении работниками письменного обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений не предусмотрено.

 

На заметку

Антикоррупционные обязанности каждого руководителя определяются исходя из его компетенции (абз. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о борьбе с коррупцией).

 

Ответственность руководителя за их невыполнение

За невыполнение (ненадлежащее выполнение) антикоррупционных обязанностей руководитель несет в том числе дисциплинарную ответственность (вплоть до увольнения с занимаемой должности) (ч. 4 ст. 21, ч. 2 ст. 43 Закона о борьбе с коррупцией).

Так, к грубым нарушениям трудовых обязанностей руководителем организации относятся в том числе (подп. 4.2 п. 4 Декрета N 5, ст. 23 Закона о коррупции):

- необеспечение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины;

- сокрытие (подмена) основания увольнения работника при наличии основания для его увольнения за совершение виновных действий;

- иные противоправные действия (бездействие) руководителя, установленные законодательными актами.

Кроме того, с руководителем организации могут расторгнуть трудовой договор (контракт) до истечения срока его действия по дискредитирующим обстоятельствам (подп. 6.9, 6.15, 6.22 п. 6 Декрета N 5), среди которых:

1) сокрытие фактов нарушения работниками трудовых обязанностей, в том числе правонарушений, связанных с коррупцией;

2) непривлечение без уважительных причин работников к ответственности за эти нарушения;

3) нарушение письменного обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений или непредставление декларации о доходах и имуществе.

 

2.2. Установлены ли антикоррупционные ограничения для работников

Чтобы исключить приоритет личных, групповых и иных внеслужебных интересов при исполнении должностными лицами служебных и трудовых обязанностей, установлены антикоррупционные запреты и ограничения (ст. 17 - 20, ч. 5 ст. 21, ст. 23, ст. 25, ч. 4 ст. 34 Закона о борьбе с коррупцией).

Ограничения для государственных должностных лиц и кандидатов на госдолжность

Антикоррупционные ограничения для государственных должностных лиц и кандидатов на госдолжность указываются в письменном обязательстве по их соблюдению. В него также включают:

- ограничения, установленные другими НПА. Например, для госслужащих установлен запрет на участие в забастовках (подп. 1.4 п. 1 ст. 22 Закона о госслужбе);

- указание на правовые последствия неисполнения обязательства.

 

На заметку

Типовой формы обязательства нет, его оформляет кадровая служба госоргана, организации по месту работы (службы) указанных лиц и предоставляет им на подпись (ч. 1, 2 ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией).

 

Если государственное должностное лицо не подпишет обязательство, его могут освободить от занимаемой должности, например, путем увольнения, в том числе по соглашению сторон, или перевода на другую должность, не являющуюся государственной (ч. 2 ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией, п. 5 ст. 47 ТК).

Если государственное должностное лицо нарушит подписанное обязательство или установленные ограничения, его могут привлечь не только к дисциплинарной ответственности вплоть до прекращения трудового договора (контракта) (п. 5-1 ст. 47 ТК). Его нарушение может повлечь совершение правонарушения, создающего условия для коррупции или коррупционного правонарушения, за которые предусмотрена в том числе административная или уголовная ответственность.

Кандидату, не подписавшему обязательство, откажут в регистрации в качестве кандидата на госдолжность или в назначении на госдолжность (ч. 2 ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией).

 

Ограничения для лиц, приравненных к государственным должностным

Напомним, что к таким лицам относятся, в частности, руководители негосударственных организаций экономической и социальной сфер деятельности, а также представители власти (общественности). Они осуществляют властные полномочия на непрофессиональной и непостоянной основе, поэтому и ограничения для них минимальны.

 

На заметку

Ограничения, установленные для лиц, приравненных к должностным, также распространяются (ч. 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией):

- на супругу (супруга) государственного должностного или приравненного к нему лица;

- близких родственников или свойственников, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом.

Ответственность за соблюдение (нарушение) перечисленными лицами ограничений несут государственные должностные и приравненные к ним лица (ч. 4 ст. 40 закона о борьбе с коррупцией).

 

Подписание обязательства, аналогичного обязательству государственного должностного лица, ими не предусмотрено. В каком порядке их знакомить с установленными ограничениями, также не определено. Поэтому кадровым службам организаций лучше разрабатывать для них и утверждать на уровне руководителей памятки об основных требованиях антикоррупционного законодательства. Можно вручать такую памятку под подпись, например, в порядке антикоррупционного образования (абз. 6 ч. 1 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией).

За нарушение соответствующих ограничений приравненных к должностным лиц могут привлечь к дисциплинарной ответственности.

 

2.3. Какую антикоррупционную документацию разрабатывает организация

Универсального перечня документов, которые организации следует иметь в рамках борьбы с коррупцией, нет. Исходя из компетенции, направлений деятельности и внутренней структурированности, организация сама решает, какие документы ей лучше разработать для планирования и координации деятельности по борьбе с коррупцией.

Необходимость их разработки следует из обязанности организации участвовать в борьбе с коррупцией путем комплексного применения антикоррупционных мер (ст. 9 Закона о борьбе с коррупцией).

Отдельные антикоррупционные документы госорганов и госорганизаций разрабатывают и утверждают на ведомственном уровне (например, см. таблицу).

 

Таблица

Примеры антикоррупционных документов госорганов

Наименование госоргана

Наименование антикоррупционных документов

МАРТ

Приказ о создании комиссии по противодействию коррупции вместе с положением о ней

Минспорт

Приказ о деятельности комиссии по противодействию коррупции наряду с планом ее работы

Минздрав

Приказ об утверждении перечня лиц с наиболее высоким коррупционным риском и примерного положения об урегулировании конфликта интересов между работниками и организацией здравоохранения

Минтранс

Приказ об утверждении Правил антикоррупционного поведения

 

Полагаем, к основным антикоррупционным документам, которые организации следует разработать, относятся:

- ЛНПА по антикоррупционной деятельности. Им может стать, например, "Антикоррупционная политика организации". В ней, как правило, указывают основополагающие правила планирования и контроля антикоррупционной деятельности;

- план антикоррупционных мероприятий. Он чаще всего содержит четыре раздела: мероприятия в области кадровой работы; мероприятия в области финансово-хозяйственной деятельности; образовательные, воспитательные и информационно-пропагандистские мероприятия; иные организационно-правовые и организационно-практические мероприятия (те, что не вошли в первые три раздела);

 

На заметку

В коммерческих организациях пристальное внимание в таком плане обычно отводится его второму разделу - мероприятиям в области финансово-хозяйственной деятельности. Одним из таких мероприятий может стать, например, проведение проверок в порядке внутрихозяйственного контроля.

 

- перечень коррупционных рисков. Иными словами, описание возможных коррупционных нарушений на любой стадии деятельности организации. Их выявляют, например, в ходе проведения процедур закупок, в ведении кадровой работы, договорной работы, работы по взысканию дебиторской задолженности;

- перечень должностей с высоким коррупционным риском или перечень полномочий с высоким коррупционным риском;

- положение об урегулировании конфликта интересов между работниками и организацией;

- письменное обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений и памятку для лиц, не подписывающих такое обязательство;

 

Примечание

Подробнее см. раздел 2.2 "Установлены ли антикоррупционные ограничения для работников".

 

- положение о комиссии по противодействию коррупции. Оно актуально для организаций, которые создают такие комиссии;

 

Примечание

Подробнее см. раздел 2.4 "Нужно ли создавать антикоррупционную комиссию".

 

- правила антикоррупционного поведения;

- правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства.

 

2.4. Нужно ли создавать антикоррупционную комиссию

Комиссии по противодействию коррупции создают (ч. 2 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией):

- республиканские органы госуправления и иные госорганизации, подчиненные Правительству;

- областные, Минский городской, городские, районные исполкомы;

- местные администрации районов в городах.

Вышеперечисленные госорганы и организации через такие комиссии реализуют антикоррупционные меры. Для них установлен определенный порядок создания и деятельности таких комиссий (постановление Совмина от 26.12.2011 N 1732).

Задачами комиссий по противодействию коррупции часто являются:

1) выявление специфических для госоргана (организации) обстоятельств трудовой деятельности, не препятствующих либо создающих благоприятные условия для коррупции;

2) дополнительный контроль процедур, связанных с распоряжением средствами и имуществом госоргана (организации);

3) воздействие на отдельные (внутренние) причины и условия коррупции посредством участия в разработке внутренних актов организации, внесения предложений по их изменению и др.

Комиссии по противодействию коррупции, как правило, не принимают решений, которые влекут правовые последствия. Напротив, в большинстве своем они носят рекомендательный характер. Их решения в дальнейшем передают на рассмотрение руководителю.

В коммерческих организациях, как правило, комиссию по противодействию коррупции не создают. Однако ее наличие позволило бы организации, кроме прочего, получать антикоррупционное заключение (оценку) по отдельным вопросам, например, по информации, поступающей из обращений граждан и юридических лиц; работе с дебиторской задолженностью и прочее, в том числе вести учет такой информации.

 

2.5. Нужно ли проводить антикоррупционное обучение работников

В первую очередь антикоррупционное обучение предусматривают для государственных должностных лиц, а также лиц, обучающихся в учреждениях образования. Оно входит в перечень установленных мер борьбы с коррупцией (абз. 18 ч. 1 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией).

Поскольку перечень антикоррупционных мер комплексно применяют не только госорганы, но и иные организации (ч. 1 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией) независимо от формы собственности, не будет лишним проводить антикоррупционное обучение работников и в коммерческих организациях.

 

На заметку

Число работников, повысивших квалификацию за отчетный период на курсах, в программу которых входили вопросы соблюдения антикоррупционного законодательства, - это один из критериев оценки состояния профилактики коррупции в организации. Данными критериями руководствуются как сами организации, так и проверяющие органы.

 

Для антикоррупционного обучения работников обычно направляют на семинары, круглые столы, лекции и т.п., в ходе которых они получают информацию о сущности, причинах, особенностях распространения и средствах борьбы с коррупцией.

Кроме того, организация может:

- самостоятельно разработать и вручить под подпись должностным лицам памятки об основных требованиях антикоррупционного законодательства;

- направлять должностных лиц на обучающие курсы дополнительного образования или курсы повышения квалификации, в программы которых входят вопросы антикоррупционного законодательства;

- приглашать в организацию специалистов правоохранительных и контролирующих органов, научных организаций, других специалистов в области противодействия коррупции для выступления перед трудовым коллективом;

- обязать конкретных работников (например, председателя антикоррупционной комиссии, контактное лицо по вопросам противодействия коррупции, руководителя кадровой службы и службы безопасности) давать консультации по вопросам применения антикоррупционного законодательства.

 

  1. ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ КОРРУПЦИИ

 

3.1. Какие есть способы и критерии выявления коррупции

Основными способами выявления совершения должностными лицами действий, создающих условия для коррупции, коррупционных правонарушений (преступлений), могут стать:

- анализ обращений граждан и юридических лиц, поступающих в организацию;

- проведение внутренних проверок в организации, внешнего аудита ее деятельности;

- контроль за декларированием должностными лицами доходов и имущества и др.

 

Примечание

Подробнее о декларировании доходов и имущества в рамках антикоррупционного законодательства см. раздел 3.2 "Кто и зачем должен декларировать доходы и имущество".

 

Кроме того, руководители организаций проводят оценку деятельности организации по борьбе с коррупцией и экономическими правонарушениями. Для этого они используют определенные критерии (см. таблицу). Ими руководствуются также проверяющие органы в ходе проверок организаций по соблюдению антикоррупционного законодательства (п. 2 постановления от 30.12.2014 N 30/1257/2/260).

 

Таблица

Критерии оценки деятельности организаций, участвующих в борьбе с коррупцией

Критерии, определяющие общую характеристику состояния коррупции

Критерии, определяющие состояние профилактики коррупции

Количество коррупционных (экономических) преступлений, за совершение которых должностные лица госоргана (госорганизации) привлечены к уголовной ответственности (по вступившим в законную силу приговорам судов) либо освобождены от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям

Наличие или отсутствие фактов выявления коррупционных и экономических правонарушений собственными силами либо во взаимодействии с правоохранительными органами. Количество фактов несоблюдения должностными лицами организации антикоррупционных ограничений, нарушений в рамках финансового контроля

Количество должностных лиц, которые понесли уголовную ответственность за совершение коррупционных (экономических) преступлений (по вступившим в силу приговорам судов), освобождены от нее по нереабилитирующим основаниям

Количество сообщений в органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, в том числе по которым приняты решения о возбуждении уголовных дел, о привлечении к административной ответственности за коррупционные правонарушения, приняты меры прокурорского реагирования

Количество должностных лиц, которые понесли административную или дисциплинарную ответственность за совершение коррупционных правонарушений. Количество должностных лиц, освобожденных от занимаемой должности (уволенных) в связи с совершением коррупционных (экономических) правонарушений

Показатели по выявлению и возмещению материального вреда (реального ущерба) службами ведомственного контроля, в том числе в расчете на одного сотрудника контрольного подразделения госоргана. Факты выявления правоохранительными органами правонарушений, связанных с причинением ущерба государственному имуществу в организациях, в которых органами ведомственного контроля проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности в период совершения этих правонарушений или после их совершения

Уровень доверия населения к сотрудникам конкретного госоргана (результаты социологических исследований, мониторингов, опросов и т.п., число обоснованных жалоб на их действия и решения)

Уровень информационного и организационного взаимодействия комиссий по противодействию коррупции, подразделений собственной безопасности, находящихся в центральных аппаратах госорганов, с госорганами, осуществляющими борьбу с коррупцией, а также с общественными объединениями и иными организациями (наличие и эффективная реализация совместных мероприятий, программ, которые способны реально повлиять на предупреждение коррупции)

 

Число работников, повысивших квалификацию на курсах повышения квалификации, в программу которых включены вопросы соблюдения антикоррупционного законодательства

 

3.2. Кто и зачем должен декларировать доходы и имущество

Ежегодно в рамках антикоррупционного финансового контроля государственные должностные лица, в том числе занимающие ответственное положение, декларируют доходы и имущество. Они заполняют и представляют декларации по месту работы (службы), как правило, до 1 марта (ч. 3, 5 ст. 31 Закона о борьбе с коррупцией).

Помимо указанных такие декларации представляют лица:

- при поступлении на службу, в том числе путем избрания (ст. 29 Закона о борьбе с коррупцией);

- при назначении на определенные должности, например руководителем госорганизации (ст. 30 Закона о борьбе с коррупцией);

- являющиеся супругами лиц, занимающих ответственное положение и избранных на госслужбу, их несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (удочеренными), а также совершеннолетними близкими родственниками, проживающие совместно с ними и ведущие общее хозяйство (ч. 4 ст. 31 Закона о борьбе с коррупцией);

- получившие письменное требование налогового органа (ч. 10, 12 ст. 31, ч. 15, 17 ст. 32 Закона о борьбе с коррупцией).

 

Обратите внимание!

Формы деклараций для каждой категории вышеперечисленных лиц разные. Образцы их заполнения содержатся на сайте МНС, например: http://www.nalog.gov.by/ru/primer-zapolneniya-declaratii-o-dohodah/.

 

За нарушение порядка декларирования доходов и имущества (например, непредставление декларации или указание в ней неполных или недостоверных сведений) могут отказать в приеме на службу, назначении на должность либо привлечь к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (ч. 4 ст. 34, ч. 1 - 4 ст. 36 Закона о борьбе с коррупцией). В отдельных случаях может наступить и административная ответственность, например, если выявят явное превышение стоимости имущества и иных расходов над доходами (ст. 23.9 КоАП).

 

3.3. Как обнаружить конфликт интересов

Руководитель организации, которому стало известно о возникновении конфликта интересов, в том числе возможного, обязан незамедлительно его предотвратить или урегулировать (ч. 2 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией).

 

На заметку

Обязанность сообщать руководителю о возникновении конфликта интересов, в том числе возможного, установлена для государственного должностного лица. Сделать это нужно письменно, как только стало о нем известно (ч. 1 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией).

 

Чтобы распознать конфликт интересов, следует определить:

- относится ли лицо к числу лиц, занимающих должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;

- какое конкретное служебное задание поручено должностному лицу и в чем оно заключалось;

- входило ли задание в компетенцию должностного лица и было ли поручение выполнить его;

- какую связь имел личный интерес со служебным заданием (например, в тендере, решение по результатам которого зависит от должностного лица, участвовало юридическое лицо, учрежденное близким родственником должностного лица);

- в чем именно заключалась личная заинтересованность должностного лица в исходе конкретного дела (например, желание заключить контракт с юридическим лицом, которое учредил близкий родственник должностного лица);

- мог ли личный интерес повлиять на объективное и беспристрастное выполнение служебного задания. В частности, какой ущерб понесло либо какую выгоду получило бы должностное лицо, его супруга, близкие родственники или свойственники, если бы выполнило служебное задание (в примере с тендером речь можно вести о получении или неполучение прибыли близким родственником должностного лица);

- сообщило ли должностное лицо о ситуации конфликта интересов непосредственному руководителю;

- заявило ли государственное должностное лицо самоотвод от выполнения действий по службе (работе), как такая ситуация разрешилась (устранило ли разрешение заявления ситуацию конфликта интересов).

 

Обратите внимание!

Должностное лицо может отказаться принимать решение, участвовать в его принятии либо совершать другие действия по службе (работе), которые вызывают конфликт интересов.

 

Для предотвращения и урегулирования конфликта интересов руководитель организации может использовать установленные меры. Например, дать должностному лицу рекомендации по устранению конфликта интересов или отстранить должностное лицо от совершения действий, которые его вызывают (абз. 2, 3 ч. 3 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией).

Для государственных должностных лиц за сокрытие конфликта интересов установлена в том числе дисциплинарная ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности (ч. 5 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией).

 

3.4. Есть ли гарантии лицам, способствующим выявлению коррупции

Лицо, которое сообщило о факте совершения коррупционного правонарушения (преступления) в правоохранительные или иные органы (например, в налоговую, местный исполком) либо способствовало его выявлению, может рассчитывать:

- на применение при необходимости в отношении него, членов его семьи и близких мер безопасности, направленных на защиту жизни, здоровья, имущества. В их числе личная охрана, перевод на другую работу, переселение на другое место жительства (ч. 2 ст. 55 Закона об оперативно-розыскной деятельности);

- социальную поддержку в виде денежного вознаграждения, единовременного пособия и иной выплаты (подп. 1.1. п. 1 постановления Совмина N 619).

Денежное вознаграждение выплачивают лишь в определенных случаях. Среди них (подп. 1.1 п. 1 постановления Совмина N 619) предоставление:

- информации, предметов и документов, способствовавших выявлению коррупционного преступления;

- сведений о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное преступление;

- информации о местонахождении денежных средств и иного имущества, полученных в результате совершения коррупционного преступления;

- иной информации, способствующей предотвращению или возмещению вреда, причиненного коррупционным преступлением.

В зависимости от того, раскрытию какого коррупционного преступления содействовало лицо, размер вознаграждения может составить от 10 до 50 БВ (подп. 1.5 п. 1 постановления Совмина N 619).

Выплачивают вознаграждение органы прокуратуры в течение года с даты принятия такого решения (подп. 1.6. п. 1 постановления Совмина N 619).

 

Обратите внимание!

Вознаграждение не выплачивают (подп. 1.2 п. 1 постановления Совмина N 619):

1) военнослужащим и сотрудникам (работникам) госорганов и организаций, участвующим в борьбе с коррупцией в силу своих должностных обязанностей;

2) участникам уголовного процесса, если информацию они сообщили в ходе следственных действий по уголовному делу;

3) лицам, оказывавшим содействие в выявлении, пресечении, раскрытии или расследовании коррупционного преступления, в совершении которого они участвовали.

 

3.5. Кто возмещает вред от коррупции

Лицо, которое причинило вред совершением коррупционного правонарушения (преступления) или правонарушения, создающего условия для коррупции, обязано возместить его в полном объеме (ч. 1 ст. 42 Закона о борьбе с коррупцией, ст. 933 ГК).

При этом придется возместить как материальный, в том числе убытки, так и моральный вред (ст. 152 ГК).

 

На заметку

Работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине нанимателю в случае, когда ущерб причинен преступлением (п. 3 ч. 1 ст. 404 ТК).

 

Если лицо, причинившее вред, не возместит его добровольно, к нему могут предъявить требование в судебном порядке (ст. 6 ГПК).

Иск о возмещении вреда также могут заявить при рассмотрении судом уголовного дела (ст. 149 УПК).

 

Обратите внимание!

По требованию о возмещении вреда, причиненного коррупционным правонарушением (преступлением), установлен срок исковой давности. Он составляет 10 лет со дня совершения правонарушения (преступления) (ч. 2 ст. 42 Закона о борьбе с коррупцией).

Приёмное отделение – тел. +375 1717 5-25-84

Телефон "горячей линии" - тел. +375 1717 7-39-27

Телефон доверия - тел. +375 1717 2-16-06

Справка о стоимости платных услуг - тел. +375 1717 5-23-12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

E–mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с нашей политикой в отношении обработки cookies-файлов, нажмите здесь