Russian Belarusian English

12312312321

Russian Belarusian English

Приёмное отделение – тел. +375 1717 5-25-84

Телефон "горячей линии" - тел. +375 1717 7-39-27

Телефон доверия - тел. +375 1717 2-16-06

Справка о стоимости платных услуг - тел. +375 1717 5-23-12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

Профилактика коррупции: как организовать работу в организации здравоохранения

А.А.СЕМЕНКОВА,
ведущий юрисконсульт
государственного учреждения
"Минский городской центр
гигиены и эпидемиологии"

 

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 4 июля 2019 г.

 

В каждой государственной организации здравоохранения (далее - организация) ведется профилактическая работа для того, чтобы уменьшить риск нарушения сотрудниками организации законодательства о борьбе с коррупцией. Рассмотрим, как эффективно организовать такую работу с учетом требований нормативных правовых актов.

Комиссия по противодействию коррупции

На практике работу по профилактике коррупционных проявлений в организациях ведут комиссии по противодействию коррупции (далее - комиссия) (п. 3 приказа Минздрава N 995). Отметим, что для организаций законодательством не определен порядок создания и действия таких комиссий (ч. 1 п. 1 Типового положения N 1732). Однако организация вправе по своей инициативе создать комиссию, которая будет руководствоваться требованиями Типового положения N 1732 (ч. 3 п. 1 Типового положения N 1732).

Обратите внимание!

Председателем комиссии может быть только руководитель организации, а в случае его отсутствия - работник, который исполняет его обязанности. Обычно обязанности руководителя исполняет его заместитель (ч. 1 п. 2 Типового положения N 1732). Последнего целесообразно также включить в состав комиссии. В этом случае не придется вносить изменения в приказ о создании комиссии, если руководитель заболеет или пойдет в отпуск.

Комиссия должна состоять как минимум из 5 членов. В ее состав целесообразно включить специалистов в области финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, кадровой и юридической работы, а также медицинской деятельности организации (п. 2 Типового положения N 1732). О создании комиссии издается приказ (образец 1).

Обратите внимание!

Не могут являться одновременно членами комиссии лица, состоящие в браке, являющиеся близкими родственниками или свойственниками (п. 7 Типового положения N 1732).

На заметку

Приказом о создании комиссии не следует назначать ее секретаря, т.к. секретарь будет избираться позднее: на заседании комиссии из числа ее членов (ч. 1 п. 2 Типового положения N 1732).

 

Действует комиссия на основании Положения о комиссии по противодействию коррупции (далее - Положение о комиссии), которое утверждает руководитель организации (п. 3 Типового положения N 1732). В этом ЛНПА с учетом особенностей деятельности организации целесообразно установить:

  • задачи и функции комиссии;
  • права и обязанности ее членов, а также председателя и секретаря комиссии;
  • порядок и периодичность проведения заседаний;
  • порядок принятия и оформления решений.

 

На заметку

Руководитель организации может утвердить Положение о комиссии двумя способами:

собственноручно поставить подпись в реквизите "Гриф утверждения", оформленном в соответствии с Инструкцией по делопроизводству;

издать распорядительный документ, к примеру, приказ об утверждении Положения о комиссии.

Оба способа имеют одинаковую юридическую силу (ч. 3 п. 52 Инструкции по делопроизводству).

 

Образец 1

 

Пример формулировки в приказе о создании комиссии

и утверждении Положения о ней:

 

<...>

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать постоянно действующую комиссию по противодействию коррупции в ГУ "Центр" (далее - комиссия) в следующем составе:

председатель комиссии - главный врач Е.А.Егоров;

члены комиссии:

заместитель главного врача П.В.Сергеев;

главный бухгалтер С.С.Кот;

заведующий микробиологической лабораторией - врач-бактериолог К.А.Владимиров;

начальник планово-экономического отдела И.Е.Игнатюк;

старший инспектор по кадрам А.У.Прохоренко;

юрисконсульт П.И.Петров.

2. Утвердить прилагаемое Положение о комиссии по противодействию коррупции в ГУ "Центр".

3. В своей работе комиссия руководствуется актами законодательства, а также Положением о комиссии по противодействию коррупции, утвержденным настоящим приказом, иными локальными нормативными правовыми актами ГУ "Центр".

4. Старшему инспектору по кадрам А.У.Прохоренко поручить ознакомить членов комиссии под подпись с настоящим приказом и вышеуказанным Положением.

<...>

 

На заметку

Работа комиссии осуществляется в соответствии с планом работы на календарный год (далее - План). В нем, как правило, содержатся:

вопросы, которые будут рассматриваться на заседаниях комиссии;

время проведения этих заседаний (например, март 2019 года или I квартал 2019 года);

члены комиссии, ответственные за подготовку вопросов.

План необходимо утвердить на заседании комиссии и разместить на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 15 дней со дня его утверждения (ч. 1, 2 п. 6 Типового положения N 1732).

 

Перечень государственных должностных лиц

К государственным должностным лицам относятся, в частности, работники организации, в компетенцию которых входит выполнение обязанностей:

организационно-распорядительных (например, руководитель организации, его заместитель, руководитель отдела (отделения, лаборатории));

и (или) административно-хозяйственных (к примеру, главный бухгалтер, его заместитель, заведующий складом) (абз. 3 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).

Обратите внимание!

Наниматель в организации в индивидуальном порядке определяет, относится тот или иной работник к государственным должностным лицам или нет, исходя из его полномочий и компетенции, которые закреплены в должностной инструкции (ч. 5 письма N 08-1-28/276).

Наименования должностей государственных должностных лиц целесообразно указать в перечне государственных должностных лиц организации (далее - Перечень), который утверждает руководитель организации (образец 2) (ч. 3 п. 52 Инструкции по делопроизводству, ч. 7 письма N 08-1-28/276).

На заметку

К государственным должностным лицам относятся также работники организации, которые временно или по специальному полномочию занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (абз. 3 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией). К примеру, врач-специалист, который выполняет обязанности временно отсутствующего заведующего отделением (ст. 67 ТК).

 

Образец 2

Пример формулировки в приказе об утверждении Перечня:

 

<...>

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Перечень государственных должностных лиц ГУ "Центр" (далее - Перечень).

2. Начальнику отдела кадров П.И.Сергееву:

2.1. обеспечить подписание государственными должностными лицами, а также лицами, претендующими на занятие должности государственного должностного лица, письменных обязательств по соблюдению ограничений, установленных ст. 17 - 20 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З "О борьбе с коррупцией" (далее - обязательство), при приеме (переводе) на должность, включенную в Перечень;

2.2. информировать лиц, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 настоящего приказа о правовых последствиях неисполнения обязательства под подпись.

<...>

 

Обязательство

Законодательством для государственных должностных лиц предусмотрен ряд ограничений (ст. 17 - 20 Закона о борьбе с коррупцией). Например, такие лица не вправе заниматься предпринимательской деятельностью (абз. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией). Кадровая служба организации оформляет письменное обязательство о соблюдении указанных ограничений (далее - обязательство), а претендент на должность или работник его подписывает (ч. 1, 2 ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией) (образец 3) при:

  • приеме (переводе) на работу по должности, включенной в Перечень;
  • временном исполнении обязанностей по такой должности.

Обратите внимание!

В случае отказа претендента на указанную должность от подписания обязательства наниматель отказывает ему в приеме (переводе) на работу (ч. 2 ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией).

На заметку

В обязательство целесообразно включить информацию о правовых последствиях его неисполнения, в частности, о возможности привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (ч. 1 ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией).

 

Образец 3

Пример формулировки в обязательстве

 

<...>

Я, Рублев Иван Иванович, главный бухгалтер ГУ "Центр", являясь государственным должностным лицом, обязуюсь соблюдать следующие ограничения, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З "О борьбе с коррупцией":

не заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;

<...>

Я проинформирован о том, что в случае нарушения настоящего обязательства я буду привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения в соответствии с п. 5-1 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, административной, а также уголовной ответственности в порядке, установленном законодательными актами.

<...>

 

Ограничения для иных работников

Законодательством о борьбе с коррупцией предусмотрены ограничения не только для государственных должностных лиц, но и для приравненным к ним лиц (далее - приравненные лица). К последним, в частности, относятся работники организации, которые в соответствии с законодательством уполномочены на совершение юридически значимых действий и при этом не выполняют организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных обязанностей (абз. 5 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией, ч. 4 письма N 08-1-28/276).

На заметку

Приравненными лицами являются лица, указанные, в частности, в ч. 13 письма N 08-1-28/276.

Для приравненных лиц также предусмотрены ограничения, например, они не вправе принимать подарки в связи с исполнением трудовых обязанностей, за исключением сувениров, которые вручаются при проведении протокольных и иных официальных мероприятий (абз. 2 ч. 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией).

Обязанность по соблюдению таких ограничений целесообразно указать в должностной инструкции работника, который отнесен к приравненным лицам (ч. 2, 3 п. 10 Общих положений ЕКСД).

На заметку

В организации целесообразно утвердить перечень лиц, приравненных к государственным должностным лицам. Это поможет кадровой службе при оформлении должностных инструкций для работников, включенных в указанный перечень.

Обратите внимание!

Наниматель не вправе требовать от приравненного лица подписывать обязательство (ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией).

 

Положение об урегулировании конфликта интересов

При выполнении работником, который относится к государственным должностным лицам, своих трудовых обязанностей может возникнуть конфликт интересов, т.е. ситуация, при которой личные интересы указанного лица влияют или могут повлиять на принимаемые им решения (абз. 12 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).

 

На заметку

Конфликт интересов также возникает, если на трудовую деятельность государственного должностного лица могут повлиять интересы его супруга (супруги), близких родственников или свойственников.

 

Порядок действий работников организации при возникновении конфликта интересов следует установить в локальном нормативном правовом акте. Для этого в организации необходимо разработать и утвердить Положение об урегулировании конфликта интересов между работниками и организацией здравоохранения (далее - Положение о конфликте интересов) (п. 3 приказа Минздрава N 1106).

В Положении о конфликте интересов целесообразно указать:

меры, направленные на профилактику такого конфликта;

порядок сообщения о конфликте интересов и проверки такой информации;

порядок и способы его урегулирования (гл. 2 - 4 Примерного положения N 1106).

 

Таким образом, чтобы организовать работу по профилактике нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, целесообразно не только создать соответствующую комиссию, но и принять ряд локальных нормативных правовых актов, регулирующих порядок действий работников в определенных ситуациях, а также информировать работников, для которых законодательством установлены ограничения. Кроме того, необходимо учитывать особенности деятельности конкретной организации.

 

Copyright: (C) ООО "ЮрСпектр", 2019
Исключительные имущественные права на данный
авторский материал принадлежат ООО "ЮрСпектр"

Приёмное отделение – тел. +375 1717 5-25-84

Телефон "горячей линии" - тел. +375 1717 7-39-27

Телефон доверия - тел. +375 1717 2-16-06

Справка о стоимости платных услуг - тел. +375 1717 5-23-12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

E–mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.