Антикоррупционная памятка
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПАМЯТКА
Т.М.МИНИНА,
юрисконсульт
центра правовых решений
ООО "ЮрСпектр"
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 27 мая 2019 г.
Определение коррупции
Коррупция
Государственное должностное лицо |
Лицо, приравненное к государственному должностному лицу |
Иностранное должностное лицо |
1. Используют свое служебное положение, чтобы противоправно получить имущество или другую выгоду в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц. 2. Действуют или бездействуют при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, в том числе от имени или в интересах юридического лица (включая иностранное), за предоставленное имущество или другую выгоду в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц (подкуп) |
Виды и субъекты правонарушений
- Правонарушения, создающие условия для коррупции (ст. 25 Закона о борьбе с коррупцией)
Субъекты правонарушений |
Перечень правонарушений |
Государственное должностное лицо |
1. Вмешательство с помощью служебных полномочий в деятельность других госорганов и иных организаций, выходящее за рамками полномочий и не основанное на законодательном акте. 2. Оказание при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление (содействие в предоставлении) им необоснованных льгот и привилегий. 3. Участие в качестве представителя третьих лиц в делах госоргана, иной организации, служащим (работником) которых лицо является, либо подчиненных и (или) подконтрольных ему. 4. Нарушение в личных, групповых и иных внеслужебных интересах порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе ИП и юридических лиц, и принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию лица. 5. Делегирование полномочий на госрегулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, которое осуществляет такую деятельность, если это не предусматривают законодательные акты |
Государственное должностное или приравненное к нему лицо |
6. Использование служебного положения при решении вопросов, затрагивающих личные, групповые и иные внеслужебные интересы. 7. Использование во внеслужебных интересах информации ограниченного распространения, полученной при исполнении служебных (трудовых) обязанностей. 8. Отказ в предоставлении физическим или юридическим лицам информации, хотя ее предоставление предусматривают акты законодательства, умышленное несвоевременное предоставление информации или предоставление неполной либо недостоверной информации. 9. Требование от физических или юридических лиц информации и документов, не предусмотренных актами законодательства. 10. Создание препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов. 11. Нарушение порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок. 12. Требование оказания безвозмездной (спонсорской) помощи, нарушение порядка ее предоставления, получения и использования |
Дополнительные аналитические материалы Вопрос: Какие неправомерные действия членов комиссии, созданной для проведения электронного аукциона как процедуры государственных закупок, могут быть квалифицированы как коррупционные? >>> |
- Коррупционные правонарушения (ст. 37 Закона о борьбе с коррупцией)
Субъекты правонарушений |
Перечень правонарушений |
Государственное должностное или приравненное к нему лицо, иностранное должностное лицо |
1. Мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями. 2. Вымогательство имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей. 3. Принятие имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда. 4. Предложение или предоставление имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для лица или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей. 5. Действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц. 6. Незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного от любой деятельности, указанной в п. 2, 3 и 5 настоящего перечня. 7. Принятие имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых в ходе протокольных и иных официальных мероприятий; получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей |
Государственное должностное или приравненное к нему лицо |
8. Поездка за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы служебной (трудовой) деятельности. Исключение составляют служебные командировки и поездки, осуществляемые: - по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; - в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между госорганами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств этих госорганов и (или) международных организаций. - с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов); - в рамках уставной деятельности общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров |
Государственное должностное лицо |
9. Передача физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в госсобственности либо в собственности организаций с долей государства и (или) его административно-территориальных единиц 50 % и более, если это не предусматривают законодательные акты. 10. Использование в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного для выполнения госфункций имущества, находящегося в госсобственности, если это не предусматривают акты законодательства. 11. Использование служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества |
Виды и субъекты антикоррупционных ограничений
- Ограничения для государственных должностных и приравненных к ним лиц (ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией)
Перечень запретов |
Лица, на которых распространяется запрет |
1. Используя служебное положение, заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, содействовать в ней супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам. 2. Представлять третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью госоргана, иной организации, служащим (работником) которых лицо является, либо подчиненного и (или) подконтрольного им госоргана, иной организации. 3. Совершать от имени госорганизаций без согласования с госорганами, организациями, в подчинении (ведении) которых находятся (в состав которых входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых являются супруг (супруга), близкие родственники или свойственники лица, а также с ИП, если это супруг (супруга), близкий родственник или свойственник лица, а равно поручать без согласования совершать такие сделки иным должностным лицам. 4. Совершать от имени организаций с долей собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц 50% и более в нарушение установленного порядка сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых являются супруг (супруга), близкие родственники или свойственники лица, а также с ИП, если это его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а равно поручать совершать такие сделки иным должностным лицам. 5. Участвовать лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 6. Иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев, когда лицо выполняет госфункции в иностранных государствах, и иных случаев, установленных законодательством. 7. Выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которых лицо является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов), использовать служебное положение в их интересах, если это расходится с интересами госслужбы. 8. Принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых в ходе протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей. 9. Осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы служебной (трудовой) деятельности лица. Исключение составляют: - служебные командировки; - приглашение супруга (супруги), близких родственников или свойственников; - поездки, осуществляемые в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между госорганами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств этих госорганов и (или) международных организаций; - поездки, осуществляемые с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездки в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров. 10. Использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество госоргана, организации и информацию ограниченного распространения, полученные при исполнении служебных (трудовых) обязанностей |
Государственные должностные лица |
11. Выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической в части реализации содержания образовательных программ, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не устанавливает Конституция и иные законодательные акты |
Госслужащие; сотрудники Следственного комитета, Госкомитета судебных экспертиз; военнослужащие; лица рядового и начальствующего состава ОВД, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета госконтроля; руководители, их заместители и главные бухгалтеры госорганизаций и организаций с долей собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц 50 % и более |
12. Принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых в ходе протокольных и иных официальных мероприятий; получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом служебных (трудовых) обязанностей. 13. Осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы служебной (трудовой) деятельности государственного должностного или приравненного к нему лица. Исключение составляют служебные командировки и поездки, осуществляемые: - по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; - в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между госорганами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств этих госорганов и (или) международных организаций; - с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров |
Лица, приравненные к государственным должностным лицам; их супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, совместно проживающие и ведущие с ними общее хозяйство |
Дополнительные аналитические материалы Пособие Р.В.Киени "Ограничения для государственных должностных лиц по занятию предпринимательской деятельностью и выполнению иной оплачиваемой работы" >>> вопрос: В абзаце пятом статьи 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З "О борьбе с коррупцией" дано определение лиц, приравненных к государственным должностным лицам. При этом статья 17 названного Закона устанавливает ограничения для таких лиц. На основании изложенного следует ли лицам, приравненным к государственным должностным лицам, подписывать письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных для них Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З "О борьбе с коррупцией"? >>> |
- Ограничение на совместную службу (работу) в госорганах и организациях супругов, близких родственников или свойственников (ст. 18 Закона о борьбе с коррупцией)
Перечень запретов |
Условия действия запрета |
Лица, для которых действует запрет |
1. Совместное прохождение госслужбы |
Если лица - супруги, близкие родственники или свойственники и их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью друг другу |
Госслужащие; сотрудники Следственного комитета, Госкомитета судебных экспертиз; военнослужащие; лица рядового и начальствующего состава ОВД, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета госконтроля |
2. Совместная работа в одной и той же госорганизации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителя), главного бухгалтера (его заместителя) и кассира.
На заметку Данный запрет можно установить по решению собственника и в негосударственных организациях (ч. 2 ст. 27 ТК) |
Если работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью лиц друг другу |
Супруги, близкие родственники или свойственники |
Дополнительные аналитические материалы Статья В.Э.Самосейко "Работа главного бухгалтера на условиях внутреннего совместительства с точки зрения антикоррупционного законодательства" >>> |
- Ограничение на участие в деятельности органов с функциями надзора и контроля в организации (ст. 19 Закона о борьбе с коррупцией)
Запрет |
Лица, для которых действует запрет |
Входить в состав органов с функциями надзора и контроля в организации, в которой лица работают. Исключения могут предусматривать законодательные акты |
Руководитель (его заместитель), главный бухгалтер (его заместитель) |
- Ограничение на управление долями в уставных фондах (акциями) коммерческих организаций (ст. 20 Закона о борьбе с коррупцией)
Перечень обязанностей по реализации ограничения |
Обязанные лица |
В трехмесячный срок после назначения (избрания) на должность либо получения имущества в собственность в период нахождения в должности: 1) передать имеющиеся в собственности доли в уставных фондах (акции) коммерческих организаций в доверительное управление под гарантию государства на время службы; 2) принять решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия либо заключить договор купли-продажи предприятия как имущественного комплекса при наличии в собственности частного унитарного предприятия |
Госслужащие; сотрудники Следственного комитета, Госкомитета судебных экспертиз; военнослужащие; лица рядового и начальствующего состава ОВД, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета госконтроля |
Ответственность за правонарушения (преступления, проступки), связанные с коррупцией
Вид ответственности |
Примеры квалификации в соответствии с НПА |
Уголовная |
Статья 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями); ч. 2 и 3 ст. 235 УК (легализация ("отмывание") средств, полученных преступным путем); ч. 2 и 3 ст. 424 УК (злоупотребление властью или служебными полномочиями); ч. 2 и 3 ст. 425 УК (бездействие должностного лица); ч. 2 и 3 ст. 426 УК (превышение власти или служебных полномочий); ст. 429 УК (незаконное участие в предпринимательской деятельности); ст. 430 УК (получение взятки); ст. 431 УК (дача взятки); ст. 432 УК (посредничество во взяточничестве); ст. 455 УК (злоупотребление властью, превышение власти или бездействие власти)
Обратите внимание! К лицам, осужденным за коррупционные преступления, не применяется условно-досрочное освобождение или замена неотбытой части наказания более мягким (ч. 1 п. 1 Декрета от 10.05.2019 N 3).
Подробнее об ответственности за коррупционные преступления см. правовую позицию к УК по делам о коррупционных преступлениях |
Административная |
Статья 9.6 КоАП (отказ в предоставлении гражданину информации); ст. 9.13 КоАП (нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц); ст. 9.26 КоАП (нарушение законодательства об административных процедурах); ст. 10.5 КоАП (мелкое хищение); ст. 11.16 КоАП (нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг)); ст. 23.81 КоАП (незаконное делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней); ст. 23.82 КоАП (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности); ст. 23.83 КоАП (нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов); ст. 23.84 КоАП (нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи) |
Дисциплинарная |
Статья 198 ТК; п. 5, 5-1 ст. 47 ТК (дополнительные основания прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при определенных условиях). Ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности за (абз. 3 ч. 1 ст. 43 Закона о борьбе с коррупцией): - за совершение правонарушения, создающего условия для коррупции; - совершение коррупционного правонарушения; - нарушение (неподписание) письменного обязательства соблюдать установленные антикоррупционные ограничения; - нарушение порядка приема лиц на госслужбу, выдачу характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию (ст. 23 Закона о борьбе с коррупцией); - непредставление уведомления о конфликте интересов или возможности его возникновения, если лицо об этом знало (ч. 5 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией) |
Гражданско-правовая |
Часть 1 ст. 42 Закона о борьбе с коррупцией, п. 1 ст. 933 ГК. Вред, причиненный правонарушением, создающим условия для коррупции или коррупционным правонарушением, возмещает в полном объеме лицо, которое этот вред причинило.
На заметку Срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда в таких случаях составляет 10 лет со дня правонарушения (ч. 2 ст. 42 Закона о борьбе с коррупцией) |
Дополнительные аналитические материалы Путеводитель по кадровым вопросам "Дисциплинарная ответственность" >>> путеводитель по кадровым вопросам "Увольнение" >>> Тест по предупреждению коррупции >>> |
Антикоррупционные меры и рекомендации по их применению
Для борьбы с коррупцией у госорганов и иных организаций есть определенный комплекс мер. Кроме того, отдельные госорганы и иные госорганизации создают комиссии по противодействию коррупции (ч. 2 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией).
Рекомендации организации |
Возможные мероприятия по реализации антикоррупционных мер |
Разработать и внедрить антикоррупционную политику (план антикоррупционных мероприятий) |
1. Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации. 2. Разработка и принятие правил, регламентирующих обмен деловыми подарками и знаками делового гостеприимства. 3. Закрепление антикоррупционных положений в трудовых договорах работников. 4. Распределение и документальное закрепление антикоррупционных обязанностей между работниками и коллегиальными структурами организации в должностных инструкциях и иных ЛНПА. 5. Введение процедуры информирования работодателя о случаях склонения работников к коррупционным нарушениям и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание каналов их передачи (механизм обратной связи, телефон доверия и т.д.). 6. Ежегодное ознакомление работников под подпись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации |
Разработать порядок выявления и урегулирования конфликта интересов |
Разработка и внедрение: 1) положения о конфликте интересов; 2) декларации о конфликте интересов; 3) процедуры ежегодного заполнения декларации о конфликте интересов |
Установить порядок выявления и оценки коррупционных рисков |
1. Подготовка карты коррупционных рисков организации - сводного описания критических точек и возможных коррупционных правонарушений. 2. Создание системы внутреннего контроля и аудита с учетом положений законодательства, регулирующего противодействие легализации денежных средств, полученных незаконным способом. 3. Периодический внешний аудит. 4. Регулярный контроль данных бухучета, наличия и достоверности первичных документов бухучета |
Разработать систему проверки контрагентов |
Сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о репутации контрагентов в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участии в коррупционных скандалах |
Дополнительные аналитические материалы Статья Р.В.Киени "Основы антикоррупционной деятельности в организациях" >>> статья А.И.Добродей "О мерах борьбы со взяточничеством как наиболее опасной формой коррупции" >>> статья В.Э.Самосейко "Алгоритм кадрового противодействия коррупции при приеме на работу" >>> статья М.В.Бенсмана "Как исключить коррупцию в госзакупках" >>> комментарий П.В.Жуковского "МАРТ о новых правилах госзакупок: к чему готовиться в 2019 году (часть 2) >>> |
Copyright: (C) ООО "ЮрСпектр", 2019
Исключительные имущественные права на данный
авторский материал принадлежат ООО "ЮрСпектр"