Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
Страшные преступления нацистов не только никогда не должны быть забыты, но и не должны повториться.
Геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны должна быть дана системная правовая оценка. В апреле 2021 г. Генеральной прокуратурой Республики Беларусь было возбуждено уголовное дело по факту геноцида белорусского народа в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
Своеобразным координирующим центром по исследованию и обобщению установленных исторических сведений, касающихся отдельных вопросов геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, стал Институт истории НАН Беларуси.
К началу 2023 года по уголовному делу о геноциде белорусского народа допрошено 16 тыс. человек, из них свыше 7,6 тыс. – узники лагерей смерти.
Республика потеряла более половины своего национального богатства. Прямой материальный ущерб, нанесенный нашей стране оккупацией, исчисляется в 75 млрд. рублей (в ценах 1941 года), что в 35 раз превысило бюджет республики.
В ходе расследования уголовного дела о геноциде установлено более 10,5 тыс. сел и деревень (около 9,2 тыс. – до начала расследования), которые пострадали в годы оккупации, в том числе не менее 216 населенных пунктов (186 – до возбуждения уголовного дела), которые разделили судьбу д.Хатыни, то есть были полностью уничтожены вместе с жителями и не возродились после войны.
Справочно:
По итогам первого этапа работы временной межведомственной рабочей группы по изучению полученных в ходе расследования уголовного дела сведений об уничтоженных нацистскими преступниками населенных пунктах и выработке общих подходов к их исторической оценке установлено дополнительно 30 населенных пунктов, разделивших судьбу д.Хатыни.
Страшным подтверждением зверств фашистов являются результаты проведения поисковых работ, в том числе раскопок в местах массового уничтожения населения. В 2022 году при координации Генеральной прокуратурой деятельности 52-го отдельного специализированного поискового батальона проведены полевые поисковые работы в 25 местах захоронений жертв геноцида. В 2023 году запланировано проведение полевых поисковых работ в 35 таких местах.
Одно из крупных мест массового уничтожения людей, установленное в ходе расследования уголовного дела о геноциде, обнаружено в урочище Ивановщина Логойского района. Согласно заключению экспертов, на данном месте извлечены останки 1 020 человек, более половины из которых – женщины и дети. Обнаруженные пули и гильзы использовались в огнестрельном оружии, находившемся на вооружении Вермахта.
В ходе поисковых работ в Бешенковичском районе из земли подняты останки не менее 80 людей, большинство из которых женщины и дети. Извлечены многочисленные фрагменты обуви, в том числе детской, пуговицы, расчески, а также патроны и гильзы, некоторые из которых промаркированы эмблемой SS.
Получены сведения о наличии не менее 7 мест массового захоронения времен Великой Отечественной войны вблизи урочища Уручье под г.Минском с общим числом погребенных порядка 38 тыс. человек. Когда безвинные жертвы не хотели самостоятельно заходить в приготовленные могилы, изверги избивали их палками, загоняли в ямы и расстреливали.
В геноциде населения Беларуси принимали участие не только немецко-фашистские захватчики, но и их пособники из числа украинских, польских, литовских, латвийских, эстонских и других националистических формирований, а также европейские союзники.
Справочно:
Например, весной 1942 г. подразделение вспомогательной латышской полиции под командованием Виктора Арайса («команда Арайса») участвовало в истреблении узников Минского гетто. «Команда Арайса» охраняла концентрационный лагерь Малый Тростенец в течение первого года его функционирования.
В феврале–марте 1943 г. 2-й литовский вспомогательный полицейский батальон совместно с немецко-фашистскими войсками и латышскими, украинскими, эстонскими карательными формированиями коллаборационистов принимал участие в карательной операции «Зимнее волшебство». Ее целью было создание «мертвой земли» – территории, на которой исключалось проживание и пребывание населения в полосе шириной 30–40 км вдоль латвийской границы. В ходе операции было сожжено более 400 населенных пунктов, уничтожено не менее 13 тыс. мирных жителей, более 7 тыс. – насильно вывезены на принудительные работы (из них несколько тысяч погибло).
Белорусский народ самоотверженно сражался в годы войны с нацистскими преступниками. Однако на службе у карателей были предатели, реализовывавшие таким образом собственные амбиции, корыстные цели и интересы, а также жаждущие насилия.
Справочно:
Яркий пример ужасающей жестокости белорусских коллаборационистов – 13-й белорусский полицейский батальон при СД, одна из рот которого охраняла Колдычевский лагерь смерти, участвовала в массовых убийствах и истязаниях его узников. Документы уголовного дела о геноциде белорусского народа свидетельствуют о том, как белорусский коллаборационист, входящий в состав этого батальона, разрезал штыком беременной женщине живот и сбросил ее в яму. Известно, что солдаты батальона носили на униформе бело-красно-белую символику и герб «Погоня».
Массовый кровавый след оставили на белорусской земле польские преступники – члены Армии Крайовой, в чьих документах напрямую указывалось, что «белорусы – это враги польского народа» и их «необходимо компрометировать перед немцами». Украинские карательные батальоны бок о бок с преступниками из СС инициативно массово сжигали наши населенные пункты вместе с их жителями (как это было в д.Хатыни). Многие ныне живущие свидетели геноцида вспоминают: коллаборационисты нередко отличались еще большей жестокостью, чем немцы.
Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период продолжается.