15 марта - День Конституции Республики Беларусь
Ежегодно 15 марта отмечается День Конституции Республики Беларусь, так как в этот день в 1994 году была принята первая Конституция суверенной Беларуси.
Конституция Республики Беларусь является Основным Законом государства, имеющим высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. В Конституции заложены основы регулирования правовой, политической и экономической системы государства. Основной Закон закрепляет неотъемлемые права человека и гарантии их реализации, взаимные обязанности гражданина и государства, порядок формирования и функционирования органов власти. Положения Конституции находят свое развитие в текущем законодательстве.
Конституция Беларуси была принята 15 марта 1994 года Верховным Советом Республики Беларусь и является первой в истории суверенной республики и пятой по счёту Конституцией Беларуси (после Октябрьской революции 1917 года).
В 1996 году на республиканском референдуме Конституция была изложена в новой редакции.
Следующий республиканский референдум, на который был вынесен вопрос изменения Основного закона, состоялся 17 октября 2004 года.
Законом Республики Беларусь от 12 октября 2021 года № 124-3 в Конституцию внесены изменения, касающиеся проведения выборов депутатов в единый день голосования.
27 февраля 2022 года состоялся очередной республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Данные изменения вступили в силу 15 марта 2022 года.
В результате подверглись корректировке преамбула и 85 статей, появилось 11 новых статей, исключены 2 статьи. Также Основной Закон дополнен новой главой (глава 31 "Всебелорусское народное собрание").
В настоящее время Конституция Республики Беларусь содержит 9 разделов, 9 глав и 156 статей. Важнейшей конституционной нормой является положение статьи 2, определяющее иерархию ценностей в стране. Согласно данной статье человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и цель общества и государства.
К числу основных принципов, пронизывающих нормы Конституции, следует отнести:
- верховенство права;
- гарантию и соблюдение прав человека и гражданина;
- демократический порядок формирования органов власти.
Конституция воплотила в себе исторический опыт становления белорусской государственности. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа самостоятельно определять свою судьбу и быть полноправным субъектом мирового сообщества.
Основные направления конституционных преобразований.
- Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций, социально справедливого общества.
- Внесены конституционные изменения, касающиеся основ конституционного строя, а также закрепления прав и свобод граждан (разделы I и II Конституции).
- Включены положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа, воспитание патриотизма. Это сделано для настоящего и будущих поколений, для объединения духовного настроя белорусского общества, его единения и мобилизации на преодоление трудностей (преамбула, статьи 15 и 54).
- Принципиальной позицией является сохранение социальной направленности государственной политики с учетом социально- экономических возможностей государства. Трудовые и экономические гарантии, защита права собственности, доступность образования, содействие каждому гражданину в приобретении своего жилья остались неизменны. Однако особое внимание уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах (статьи 32, 321, 47).
Не менее важным конституционным посылом является повышение социальной ответственности каждого гражданина за себя лично, свое здоровье и за свою семью, а также обязательный личный вклад в общее дело (статьи 21 и 45).
Кроме того, государство дополнительно на себя возложило обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании, содействию внедрению инноваций на благо общих интересов и другие (статьи 28 и 51).
Особо подчёркнуто, что Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет наш статус государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики (статья 18). Одновременно исключено положение о стремлении к нейтралитету.
С вводом АЭС Беларусь вступила в клуб государств, использующих атомную энергию в мирных целях. Поэтому на конституционном уровне закреплена ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии (статья 46).
- В основе Конституции – баланс всех ветвей власти, закрепление системы сдержек и противовесов. Сложившаяся общественно-политическая ситуация в стране ставит задачу поиска новых решений, направленных на обеспечение равновесия власти, нейтрализации возможности усиления (ослабления) каждой из её ветвей.
Любая социальная система в период развития и переформатирования наиболее уязвима к внешнему воздействию, государство не исключение. Чтобы обеспечить одновременно развитие экономической, политической систем и сохранение национальной идентичности, суверенного государства необходим институт, который бы выступил гарантом успешной трансформации. Таким институтом призвано стать Всебелорусское народное собрание (далее – ВНС) как сложившаяся и оправдавшая своё предназначение высшая форма непосредственной демократии. Именно данный орган стал высшим представительным органом народовластия, выполняет стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантирует преемственность и устойчивость системы органов государственной власти.
Особый статус ВНС обеспечивается участием в его деятельности представителей всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества. При таком подходе исключается риск разбалансировки государственного аппарата.
Собрание, сформированное на демократических началах, стало основной стабилизирующей силой в отношениях между ветвями власти и обладает достаточным функционалом для предотвращения различного рода политических кризисов.
Собрание наделено существенными полномочиями, в том числе:
- принимать основные стратегические и программные документы страны, предлагать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов;
- предлагать проведение республиканского референдума;
- предлагать толкование Конституции, а также проведение проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов;
- рассматривать вопрос о легитимности выборов;
- принимать решение об импичменте Президенту;
- вводить чрезвычайное или военное положение в случае бездействия Президента по этим вопросам;
- рассматривать вопрос о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
К числу полномочий ВНС также отнесены вопросы формирования Конституционного и Верховного Судов, Центральной избирательной комиссии. Еще один принципиальный момент – юридическая сила решений ВНС. Поскольку такие решения будут приниматься по важнейшим вопросам, то они должны носить обязательный характер. В этой связи закреплено право Собрания на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов государственных органов и должностных лиц.
Предусмотрено выступление Президента с ежегодным Посланием на заседании ВНС.
Определена организационная структура ВНС, включающая Президиум, Председателя и его заместителей, избираемых делегатами собрания.
Учитывая задачи, поставленные перед ВНС, срок его полномочий составит 5 лет, а заседания будут проходить ежегодно. В период между заседаниями оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию собрания, будет обеспечиваться постоянно действующим Президиумом.
- Принимая во внимание широкий объём полномочий ВНС, изменены полномочия других государственных органов и должностных лиц, в том числе Главы государства.
- Изменения в деятельности Парламента и Правительства.
Для парламентариев установлен пятилетний срок полномочий (статья 93). Предусмотрена одна продолжительная сессия работы Парламента (статья 95). Депутаты получили новые контрольные полномочия для разрешения всех важных государственных задач (статьи 97 и 98).
- Изменения в отношении системы местного управления и самоуправления:
- как и для парламентариев, для депутатов на местах установлен пятилетний срок полномочий (статья 118);
- из Конституции исключены положения, предусматривающие конкретное указание на виды административно-территориальных единиц;
- усилен статус Совета Республики как органа территориального представительства, содействующего и принимающего меры по развитию местного самоуправления (пункт 5 статьи 98).
- Изменения Конституции, касающиеся избирательного процесса:
- конституционно закреплён статус Центральной избирательной комиссии и изменён порядок её формирования;
- сняты отдельные ограничения избирательных прав граждан;
- урегулированы особенности, связанные с проведением выборов в единый день голосования в случае роспуска палат Парламента и местных Советов депутатов;
- сохранено участие трудовых коллективов в избирательном процессе, поскольку трудовой коллектив как объединение граждан является одним из ключевых элементов политической системы (статья 69);
- сохранён институт отзыва депутатов и членов Совета Республики в целях обеспечения их ответственности перед избирателями (статья 72).
Кроме того, уточнены статус и роль общественных институтов (политических партий и общественных объединений) в политической системе в целом и в выборах в отдельности (статьи 5, 36, 69, 70).
- Конституционные изменения в судебной системе:
- изменение порядка формирования Конституционного и Верховного Судов;
- закрепление статуса Верховного Суда (статья 1121);
- существенное повышение статуса и значения органа конституционного правосудия – Конституционного Суда (статьи 116 и 1161).
Таким образом, конституционные преобразования отвечают внутренним политическим, социальным и экономическим процессам, отражают потребности общества, соответствуют требованиям времени.
Благодаря Конституции в правовом поле закреплены столпы Белорусской модели общественного развития:
- сильное государство;
- социально-ориентированная рыночная экономика;
- традиционные христианские ценности.