Russian Belarusian English
Russian Belarusian English

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

О мерах по борьбе с коррупцией в Минской области

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(март 2024 г.)

Борьба с коррупцией является важнейшим приоритетом политики нашего государства. Концепция национальной безопасности признает коррупцию угрозой и нацеливает все субъекты власти и гражданского общества на эффективное противодействие этому явлению.

В настоящее время в Беларуси сформирована сбалансированная система борьбы с коррупцией, которая основана на национальной модели развития государства и соответствует базовым международным антикоррупционным стандартам.

В сфере борьбы с коррупцией мы следуем таким основополагающим принципам, как обеспечение прозрачности действий и решений государственных органов, обеспечение эффективных контрольных и надзорных процедур, а также неотвратимости ответственности в случае нарушения требований законодательства.

Органами прокуратуры принимаются меры, направленные как на выявление и пресечение коррупционных преступлений и правонарушений, так и на профилактику их совершения.

Удельный вес коррупционных преступлений в общем объеме зарегистрированных преступлений в 2023 г. увеличился и составил 2,4%.

В 2023 г. на территории области органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, выявлено (поставлено на учет) 333 коррупционных преступлений, к уголовной ответственности привлечено 176 лиц.

Основное количество выявленных преступлений составляют преступления, предусмотренные ст.430 УК (получение взятки) и ст.431 УК (дача взятки). Преступления данной категории выявлялись в сферах сельского хозяйства, промышленности, в лесохозяйственной деятельности и др.

Особую тревогу вызывают многочисленные факты взяточничества, выявляемые в государственных органах, уполномоченных на осуществление контроля (надзора).

Например, судом Дзержинского района осуждены по ч.2 ст.430 УК к наказанию в виде лишения свободы должностные лица государственного учреждения «Минская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» (далее – инспекция).

Установлено, что сотрудники  инспекции, работая в должностях ведущих агрономов – государственных инспекторов отдела внутреннего карантина, неоднократно от представителей коммерческих структур получали для себя денежные средства в качестве взяток за благоприятное решение вопросов, входящих в их компетенцию, а именно за проведение карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подкарантинной продукции и выдачу акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на импортируемую (получаемую) коммерческими организациями в максимально короткие сроки, проведение анализа отобранных образцов подкарантинной продукции в месте их отбора  без направления образцов на фитосанитарную экспертизу. Правоохранительными органами установлено свыше 60 эпизодов указанных уголовно наказуемых деяний.

В 2023 г. правоохранительными органами области выявлены факты совершения коррупционных преступлений в органах государственной власти и местного самоуправления.

Например, выявлено 10 фактов получения взяток в виде денежных средств, различных товаров, строительных материалов должностным лицом Борисовского райисполкома. Взятки получались за решение вопросов по согласованию архитектурных проектов, актов консервации незавершенного строительства, не привлечения граждан к установленной законом административной ответственности.

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что одной из наиболее подверженных коррупционным рискам сфер остается сфера закупок товаров (работ, услуг).

Каждый пятый из выявленных в области случаев взяточничества – факт получения взятки должностным лицом за обеспечение преимущества отдельным коммерческим структурам при проведении процедур закупок либо без их проведения, в том числе за счет бюджетных средств. 

Например, судом Узденского района осуждено по ч.2 ст.430 УК к наказанию в виде лишения свободы должностное лицо УЗ «Узденская ЦРБ», которое без проведения процедур государственных закупок за денежное вознаграждение обеспечил заключение 14 договоров подряда с коммерческой строительной организацией, а также беспрепятственное подписание актов сдачи-приемки выполненных работ и проведение оплат.

Основными причинами совершения коррупционных преступлений являются стремление лиц, осуществляющих преступную деятельность, получить незаконным способом материальные блага, то есть корыстный мотив, недостаточный уровень социальной ответственности и правовой культуры.

В то же время, в отдельных случаях такие преступления совершаются в условиях отсутствия надлежащих механизмов по их предупреждению и бесконтрольности за работой починенных со стороны руководителей.  

Например, прокуратурой области с учетом проявляющейся негативной тенденции увеличения количества фактов хищений с использованием служебных полномочий, совершаемых главными бухгалтерами государственных организаций и учреждений, изучены причины и условия, способствовавшие их совершению.

Проведенный анализ показал, что такие преступления, как правило, совершались на протяжении длительного периода времени и противоправные действия виновных лиц никем не пресекались.

Например, более 4 лет совершали хищения денежных средств предприятий бухгалтера КДУП «Управление капитального строительства Воложинского района», ОАО «Воложинский льнокомбинат».     

Органами прокуратуры систематически проводятся проверки, иные проверочные и профилактические мероприятия по вопросам исполнения требований антикоррупционного законодательства в государственных органах, иных организациях.

Так, в 2023 г. прокурорами выявлено 287 правонарушений антикоррупционного законодательства, в том числе: 17 – антикоррупционных ограничений; 25 – связанных с конфликтом интересов; 176 – создающих условия для коррупции; 1 – коррупционное правонарушение, 68 – связанных с декларированием доходов и имущества.

По выявленным нарушениям внесен 261 акт прокурорского надзора, по результатам рассмотрения которых 337 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, к административной ответственности – 128 лиц.

Результаты надзорной деятельности свидетельствуют о том, что нарушения антикоррупционного законодательства наиболее часто встречаются в сферах исполнения законодательства о закупках.

Так, из 261 акта прокурорского надзора 125 актов внесены по фактам нарушений законодательства о закупках, по результатам рассмотрения которых 132 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, 68 – к административной.

Наиболее типичными нарушениями законодательства, выявляемыми в сфере закупок, являются несоблюдение заказчиком порядка выбора процедуры закупки и размещения информации о государственных закупках, включая документы и (или) сведения, на электронных торговых площадках; правил описания предмета государственной закупки и формирования частей (лотов), участниками по которым могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства; неуказание условий допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок; установление условий применения преференциальной поправки не в соответствии с законодательством; заключение договоров на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств без проведения установленных законодательством процедур закупок и др.

В 2023 г. внесено 74 акта прокурорского надзора с требованием об отмене либо внесении изменений в документацию о закупке в связи с выявлением нарушений законодательства, по результатам которых отменено 67 процедур закупок на общую ориентировочную стоимость более 6 млн. руб.

По-прежнему прокуратурой области и райгорпрокурорами выявляются нарушения и недостатки в деятельности комиссий по противодействию коррупции (далее – комиссии), созданных в исполкомах и подведомственных организациях, а также в учреждениях, на предприятиях с преобладающей долей собственности государства.

Распространены факты несвоевременного обновления состава комиссий, невыполнения (ненадлежащего) выполнения запланированных мероприятий, необеспечения должного уровня подготовки ее заседаний, непринятия конкретных решений с назначением ответственных лиц и установлением определенных сроков их исполнения, отсутствия контроля за их исполнением, несоблюдения процедурных требований в части доведения решений до ее членов и иных заинтересованных лиц и др.

В ходе осуществления надзорной деятельности органами прокуратуры устанавливаются многочисленные нарушения порядка оформления кадровыми службами организаций предусмотренного законодательством о борьбе с коррупцией обязательства государственного должностного лица. Не искоренены случаи несоблюдения последними установленных в отношении них ограничений, законодательства о декларировании доходов и имущества.

Органами прокуратуры Минской области принимаются меры, направленные не только на выявление и пресечение коррупционных преступлений и правонарушений, но и на профилактику их совершения.

Так в 2023 г. проведено 314 выступлений в трудовых коллективах, учреждениях, государственных органах с лекциями, беседами по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства, разъяснения ответственности за совершения коррупционных преступлений и правонарушений. В средствах массовой информации опубликовано 60 статей по обозначенным вопросам, осуществлено 22 выступления в СМИ с устной информацией (в том числе по радио).

В целях профилактики совершения коррупционных правонарушений должностным лицам прокурорами объявлено 18 официальных предупреждений.

Отдельное внимание прокуратурой области уделяется вопросам обучения руководителей государственных органов, их заместителей, государственных гражданских служащих, иных должностных лиц положениям Закона республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» и иных нормативных актов в сфере борьбы коррупцией, поскольку они устанавливают правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлены на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, а также на обеспечение эффективной деятельности государственных органов, организаций и их должностных лиц путем предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствий.

Прокуратура Минской области

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

E–mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.