Russian Belarusian English

Russian Belarusian English

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

Реализация государственной демографической политики в  Минской области

Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. 

Значимые исторические события в реализации  демографической политики в нашей стране представлены на слайде.

В 1995 году был создан Национальный комитет по народонаселению (распоряжение Кабинета Министров Республики Беларусь от 29.03.1995 № 238р);

в 1998 году утверждена Концепция государственной демографической политики и Основные направления реализации демографической политики с учетом устойчивого развития экономики в переходный период (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.1998 № 996);

в 2001 году вопросы обеспечения демографической безопасности включены в Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2001 № 390);

в 2002 году принят Закон Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь»;

в 2010 году в новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь демографическая сфера впервые выделена отдельным блоком (Указ Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 № 575).

В Законе Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» даны определения понятиям «демографическая безопасность» и «демографическая угроза»

Справочно. Демографическая безопасность - состояние защищенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз, при котором обеспечивается развитие Республики Беларусь в соответствии с ее национальными демографическими интересами;

Демографические угрозы - демографические явления и тенденции, социально-экономические последствия которых оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь;

 Законом определено, что демографическими угрозами являются депопуляция; старение населения; нерегулируемые миграционные процессы; деградация института семьи.

Основной формой реализации Закона Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» являются Национальная программа демографической безопасности и программы демографической безопасности для административно-территориальных единиц (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 4 января 2002 г. №80-З).

В Республике Беларусь, начиная с 2007 года, реализованы три Национальные программы демографической безопасности.

В настоящее время в республике реализуется Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность на 2021 – 2025 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2021 № 28, включающая 6 подпрограмм.

Целью Государственной программы является создание условий для улучшения здоровья населения с охватом всех этапов жизни, повышения качества и доступности услуг системы здравоохранения.

Численность населения Минской области на 1 января 2022 г. составила 1 465 755 человек, что на 7,6 тыс. меньше, чем на начало  прошлого года.

Структура населения области представлена на слайде

Удельный вес сельского населения – 45,2% (по республике – 22,4%). Численность граждан трудоспособного возраста увеличилась на 3,2 тыс. человек или на 0,4% (с 848,0 тыс. до 851,2 тыс. человек), старше трудоспособного – уменьшилась на 2,9% (с 355,7 тыс. до 345,3 тыс. человек.

Подпрограмма 1 «Семья и детство»

Здоровая и крепкая семья – это основная составляющая демографической политики любого государства.

Семейная политика в Республике Беларусь включает масштабный комплекс мер поддержки семей, прежде всегомногодетных, и реализуется посредством:

  • выплаты пособий в связи с рождением и воспитанием детей;
  • предоставления семейного капитала многодетным семьям;
  • предоставления государственной поддержки многодетным семьям при строительстве (реконструкции) жилья;
  • осуществления социального обслуживания семей с детьми;
  • предоставления гарантий и льгот в сфере образования, здравоохранения, пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства;
  • поощрения труда материнства государственной наградой – орденом Матери.

Основной вклад в охрану материнства и детства вносит система здравоохранения.

В перинатальных центрах 2 и 3 уровней успешно осваиваются современные технологии выхаживания глубоко недоношенных, внутриутробно инфицированных и детей, родившихся в состоянии тяжелой гипоксии и асфиксии.

В женских консультациях функционируют кабинеты по бесплодию, внедряются новые методы диагностики и лечения.

Во всех родовспомогательных учреждениях осуществляется предабортное психологическое консультирование, эффективность которого увеличилась с 12% в 2016 году до 30% в 2021 году.

С целью снижения младенческой и детской смертности, совершенствования оказания медицинской помощи новорожденным проводится работа по укреплению материально-технической базы родильных домов и перинатальных центров.

Совершенствуется работа модельных центров по обучению беременных женщин, родителей, работников здравоохранения и образования основам безопасной жизнедеятельности детей. В текущем году прошли обучение около 4,4 тыс. человек.

В результате проводимой работы в области за 9 месяцев  2022 года по сравнению с 9 месяцами 2021 года зарегистрировано снижение коэффициента младенческой смертности на 22,6%, детской смертности – на 29,8%.

 Ежегодно празднуется Неделя матери, в рамках которой в 2022 году охвачено различными мероприятиями около 18,3 тыс. человек.

Минская область приняла активное участие в республиканском конкурсе «Семья года». Семья Станкевич из Дзержинского района, ставшая победителем областного этапа конкурса, представила область на республиканском этапе конкурса и заняла третье место.

Ведется постоянная работа по представлению многодетных матерей, родивших и воспитавших 5 и более детей, к награждению орденом Матери. Награды удостоены 2513 многодетных матерей Минщины, из них в 2021 году – 197, в 2022 году – 175.

Ежегодно многодетные семьи получают единовременную материальную помощь для подготовки детей-школьников к новому учебному году. К 2022/2023 учебному году помощь оказана 19 608 многодетным семьям на 39 777 школьников на сумму 3785,6 тыс. рублей.

Кроме того, на эти цели выделено 186,7 тыс. рублей из средств резервного фонда, израсходовано 180,6 тыс. рублей.

На сегодняшний день существует достаточно развитый механизм государственной поддержки родителей на рабочих местах, в том числе
и в рамках социального партнерства.

Помощь для подготовки детей к школе по месту работы родителей за счет средств профсоюзных организаций получили 238 многодетных и малообеспеченных семей (на 426 школьников) на сумму 18,85 тыс. рублей, за счет средств нанимателя – 99 семей (на 130 школьников) на сумму 7,78 тыс. рублей.

Единовременную выплату семьям при рождении двоих и более детей на приобретение детских вещей первой необходимости получили 95 семей на 191 ребенка. На 2022 год из средств местных бюджетов выделено 160,6 тыс. рублей, за 9 месяцев израсходовано 98,2 тыс. рублей. Из средств резервного фонда выделено 22,2 тыс. рублей, израсходовано 15,3 тыс. рублей

Ежегодно проводится работа по обеспечению противопожарной безопасности домовладений (квартир) многодетных семей. На указанные цели израсходовано 190,5 тыс. рублей.

Подпрограмма 2 «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний»

В профилактике неинфекционных заболеваний основное внимание уделяется информационно-образовательной работе с населением.

В области оосуществляется реализация двух профилактических проектов по формированию здорового образа жизни.

Проводится последовательная работа по расширению национальной сети «Здоровые города и поселки». С учетом медико-демографических, социальных и ряда других критериев отобрано 62 населенных пункта, которые вошли в дорожную карту продвижения государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки» на территории Минской области на период до 2030 года.

Продолжается реализация профилактического проекта «Школа – территория здоровья!». Образовательный процесс в школах организован с использованием здоровьесберегающих технологий (рациональная организация труда и отдыха, проведение физкультминуток, разминок для глаз, упражнений для сохранения осанки и другое). В 414 учреждениях общего среднего образования проведена оценка эффективности реализации данного проекта. По результатам работы 358 учреждений подтвердили соответствие реализуемому проекту.

Мероприятия подпрограммы в сфере здравоохранения направлены на улучшение доступности первичной медицинской помощи, снижение преждевременной смертности и стабилизацию инвалидности населения, наступивших по причине неинфекционных заболеваний.

В амбулаторно-поликлиническом звене внедряются стационарозамещающие технологии, развивается институт помощника врача, организуются командные формы работы врача общей практики, его помощника и медицинской сестры.

В регионе на 1 октября 2022 г. 82,5% врачей общей практики работают в команде (создано 452 команды).

Для приближения медицинской помощи проживающим в отдаленных сельских населенных пунктах в 19 районах организована работа 22 передвижных медицинских комплексов, разработаны маршруты движения с учетом расположения населенных пунктов и определена кратность их выездов по маршрутам.

Объем выполненной работы с использованием передвижных медицинских комплексов представлен на слайде.

Для обеспечения временной и территориальной доступности (соблюдение «золотого» часа) оказания экстренной медицинской помощи пациентам при жизнеугрожающем состоянии с 2016 года разработана и реализуется Концепция развития 4 территориальных центров специализированной медицинской помощи в городах Борисове, Солигорске, Молодечно, Минском районе.

Осуществляется обеспечение территориальных центров дорогостоящим высокотехнологичным оборудованием.

За 9 месяцев 2022 года в учреждениях здравоохранения Минской области в эксплуатацию введено 7 компьютерных томографов (далее – КТ): по 1 КТ в учреждениях здравоохранения «ЖодинскаяЦГБ», «МолодечненскаяЦРБ», «Дзержинская ЦРБ», «СтолбцовскаяЦРБ», «Минская областная клиническая больница» и 2 KТ в учреждение здравоохранения «СолигорскаяЦРБ».

В области проводится скрининг по раннему выявлению онкологических заболеваний по 4 локализациям: рак шейки матки, рак предстательной железы, колоректальный рак, рак молочной железы.

Определены группы лиц, подлежащие скринингу и приглашены медицинскими работниками в учреждения здравоохранения для обследования.

Однако удельный вес лиц (мужчин и женщин), прошедших обследование в рамках скрининга из числа приглашенных, «экстремально» низкий.

В течение 2022 года в результате проводимой программы скрининга
в области выявлен 137 случаев рака.

Сроки, методы и исходы лечения, выживаемость пациентов при онкологических заболеваниях состоят в прямой зависимости от своевременного выявления заболеваний, на ранних стадиях.

Поэтому необходимо активизировать работу через СМИ по участию населения в проводимых скринингах.

Пристальное внимание уделяется строительству и реконструкции учреждений здравоохранения.

Для улучшения доступности и качества оказания медицинской помощи населению области за 9 месяцев 2022 года введены в эксплуатацию:

  • детская поликлиника в г. Жодино,
  • детский многопрофильный корпус в г. Борисове,
  • оперативный блок урологического отделения Минской областной клинической больницы,
  • диагностический корпус с размещением кабинета магниторезонансной томографии в ДзержинскойЦРБ.

Проведены капитальный ремонт и техническая модернизация хирургического корпуса в Воложинской ЦРБ, благоустройство территории Молодечненской ЦРБ.

Подпрограмма 3 «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма, охрана психического здоровья»

Организациями здравоохранения, оказывающими населению наркологическую помощь, обеспечивается доступность медицинской помощи на всех уровнях. Профилактические мероприятия направлены на повышение мотивации населения к ведению здорового образа жизни и информирование о негативных последствиях злоупотребления алкоголем.

За 9 месяцев 2022 года, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, в Минской области улучшилась динамика ряда медико-демографических показателей: отмечено снижение общего числа лиц, находящихся под диспансерным наркологическим наблюдением с хроническим алкоголизмом на 0,85% (с 23 365 до 23 167), страдающих наркологическими расстройствами – на 4,8%  (с 39 768 чел. до 37 871 чел.).

Одним из целевых показателей подпрограммы является Потребление алкоголя на душу населения (15 лет и старше) за 9 мес. 2022 года незначительно увеличилось в сравнении с аналогичным периодом 2021 года и составило 7,7 л (9 мес. 2021 года – 7,6 л).

Уровень потребления алкоголя за 9 месяцев 2022 года самый высокий в Солигорском Любанском и Березинском районах (9,6 л, 9 л, 8,7 л соответственно).

Действенным ресурсом в работе по профилактике пьянства, остается выявление правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкоголя.

За 9 месяцев 2022 года выявлено 34 административных правонарушения, связанных с незаконным перемещением, хранением или производством спиртосодержащих жидкостей (ст. 13.21 КоАП), и 359 административных правонарушений, связанных с изготовлением или приобретением крепких алкогольных напитков (самогона), полуфабрикатов для их изготовления (браги) (ст. 13.27 КоАП).

Из незаконного оборота изъято около 38 тыс. литров алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе, 1509 литров самогона, 30 041 литр самогонной браги. Уничтожено 100 самогонных аппаратов, в том числе минизаводов.

В области налажено межведомственное взаимодействие по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма.

Мероприятия подпрограммы «Противодействие распространению туберкулеза» направлены на предотвращение смертности от туберкулеза, предупреждение заболеваемости туберкулезом и обеспечение качественным лечением пациентов с множественными лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза.

Пациенты с туберкулезом обеспечены лекарственными средствами в полном объеме.

Райгорисполкомами осуществляются меры, направленные на усиление приверженности пациентов с туберкулезом к лечению на амбулаторном этапе. Все пациенты (143), подлежащие обеспечению высококалорийным питанием в амбулаторных условиях, получают продуктовые наборы.

За последние 5 лет снизились заболеваемость туберкулезом на 45,2%, смертность от туберкулеза – на 79,2%.

В результате реализации подпрограммы 5 «Профилактика ВИЧ-инфекции»:

увеличилось количество лиц, протестированных на наличие ВИЧ.

Справочно. За январь-сентябрь 2022 года протестировано 237 756 человек (16,2% от всего населения Минской области), выявлено 242 ВИЧ-инфицированных пациента (показатель заболеваемости 16,5 случаев на 100 тысяч населения).

в области обеспечен всеобщий доступ к диагностике, лечению, уходу и социальной поддержке в связи с ВИЧ-инфекцией

поддерживается на высоком уровне процент беременных ВИЧ-инфицированных женщин и рожденных ими детей, получивших препараты для медикаментозной профилактики вертикального пути передачи ВИЧ;

100% детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, обеспечиваются бесплатными адаптированными молочными смесями для заместительного вскармливания на первом году жизни.

В рамках реализации подпрограммы 6 «Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь» проводились мероприятия по оказанию медицинской помощи населению, укреплению материально-технической базы, информатизации организаций здравоохранения, внедрению электронной карты пациента, дальнейшему развитию телемедицины, профилактике инфекционных заболеваний.

Для реализации мероприятий подпрограмм 6 «Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь», направленных на создание условий для развития здравоохранения и обеспечения доступности медицинской помощи для всего населения, израсходовано 761 595,5 тыс. рублей, что составило 76,4% от выделенных средств на год (996 674,7 тыс. рублей).

Для реализации мероприятий Государственной программы израсходовано за 9 месяцев текущего года 766 676,3 тыс. рублей, что составило 76,2% от выделенных средств на год (1 006 198,9 тыс. рублей).

Анализ реализации Государственной программы за 9 месяцев 2022 года показывает, что мероприятия, предусмотренные на 2022 год, будут выполнены в полном объеме, поставленные задачи будут решены.

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

E–mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.