О мерах по борьбе с коррупцией в Минской области
МАТЕРИАЛЫ
для членов информационно-пропагандистских групп
(октябрь 2020 г.)
В белорусском законодательстве коррупция определена как умышленное использование служебного положения в целях противоправного получения имущества или другой выгоды, а также подкуп должностного или приравненного к нему лица.
Несмотря на то, что история знает немало примеров борьбы с этим злом (порой крайне жестоких), к сожалению, оно не изжито до сих пор. До настоящего времени коррупция остается в числе актуальных проблем, присущих всем без исключения странам.
В Республике Беларусь сформирован определенный организационно-правовой механизм противодействия коррупции, реализация которого обеспечена и в Минской области.
На территории области ежегодно реализуется Комплексный план по профилактике правонарушений, ряд мероприятий которого, направлен на противодействие коррупции. Вопросы противодействия коррупции заслушиваются на заседаниях исполкомов, совещаниях правоохранительных органов с последующим принятием конкретных решений и их исполнением. В исполкомах, организациях созданы и действуют комиссии по противодействию коррупции. Контролирующими органами систематически проводятся проверки финансово-хозяйственной деятельности, соблюдения бюджетного законодательства в организациях области. Органами прокуратуры организуются проверки исполнения требований антикоррупционного законодательства в государственных органах, организациях. Правоохранительными органами на постоянной основе проводится работа по выявлению и пресечению коррупционных преступлений.
За 9 месяцев 2020 года на территории Минской области учтено 210 коррупционных преступлений (9 месяцев 2019 года – 240), за совершение которых к уголовной ответственности привлечено 75 (104) лиц, из них 4 (1) должностных лица, занимающих ответственное положение.
Выявленный ущерб по оконченным производством уголовным делам коррупционной направленности составил 758 880,34 рублей. Возмещен ущерб на сумму 687 314,57 рублей, наложен арест на сумму 786 599,89 рублей.
Преступления коррупционной направленности выявлялись в различных отраслях экономики: в сфере сельского хозяйства, промышленности, строительства, лесного хозяйства, государственного управления; здравоохранения, спорта, торговли, предоставления услуг потребителям, оборонной деятельности.
Наибольшее количество таких преступлений зарегистрировано в Минском (15), Солигорском (10), Борисовском (9), Несвижском (9) районах.
Из числа коррупционных преступлений наиболее распространенными являются получение взятки (102), хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (53).
К наиболее актуальным уголовным делам о совершенных должностными лицами Минской области коррупционных преступлениях можно отнести уголовное дело в отношении бывшего председателя Жодинского горисполкома Шарого Ю.А., осужденного за неоднократное получение взяток в общей сумме не менее 12 000 долларов США. Приговором суда Борисовского района, вступившим в законную силу 31.03.2020, Шарый Ю.А. по ч.3 ст.430 УК осужден к 8 годам лишения свободы с лишением права на 5 лет занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей.
Выявлялись коррупционные преступления, совершенные должностными лицами органов власти и управления.
За истекший период 2020 года постановлены обвинительные приговоры, а также прекращены по нереабилитирующим основаниям уголовные дела в отношении должностных лиц Ланского (Несвижский район), Новодворского (Минский район) сельисполкомов.
Например, управлением по Минской области Следственного комитета Республики Беларусь 29.05.2020 прекращено производство по уголовному делу в отношении председателя Ланского сельисполкома Ляха А.А. по ч.1 ст.210 УК Республики Беларусь в связи с истечением сроков давности. Установлено, что Лях А.А., являясь должностным лицом - председателем Ланского селисполкома, а также депутатом Ланского Совета депутатов 26 созыва, в один из дней 2014 года, злоупотребляя служебным положением, похитил котёл отопительный кс-пво-25 стоимостью 635,71 рублей, находящийся на балансе сельисполкома.
В ходе осуществления надзорной деятельности органами прокуратуры области за 9 месяцев 2020 года проведено 102 проверки исполнения антикоррупционного законодательства. По выявленным в ходе проверок нарушениям подготовлено 208 актов прокурорского надзора, по результатам рассмотрения которых 537 лиц привлечено к различного рода ответственности (дисциплинарной, административной, материальной). По результатам прокурорских проверок возбуждено 7 уголовных дел.
Значительное количество нарушений выявлено в сфере закупок, которые в силу абз.12 ч.1 ст.25 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» являются правонарушениями, создающими условия для коррупции.
Выявляемые нарушения законодательства о закупках, в основном выражаются в несоблюдении порядка размещения сведений о результатах закупок, неправомерном выборе процедуры закупки, ненадлежащем оформлении документации по проведению переговоров, торгов (неправомерная оценка предложений претендентов и их допуск к участию в процедурах закупок при отсутствии необходимых квалификационных документов).
К примеру, прокуратурой Столбцовского района по результатам проверки исполнения Столбцовским райисполкомом и организациями агропромышленного комплекса района требований антикоррупционного законодательства при расходовании в 2019 году бюджетных средств в рамках реализации на территории района Государственной программы выявлены многочисленные грубые нарушения требований указанного законодательства и законодательства о государственных закупках. Так, рядом сельскохозяйственных организаций района (ОАО «Налибоки-агро», ОАО «Родина Дзержинского», ОАО «Вишневецкий-агро», ОАО «Великий Двор», ОАО «Жатерево», ОАО «Деревное», ОАО «Агронеманский», ОАО «Родина Я.Коласа», ОАО «Столбцовский райагросервис», ОАО «Шашки», ЧДСУП «Профи-агроцентр») приобретались товары (работы, услуги) за счет бюджетных средств без проведения конкурентных процедур закупок либо без проведения установленных законодательством процедур закупок. Виновные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
Прокуратурой области проведена проверка соблюдения законодательства о борьбе с коррупцией в КУП «УКС Миноблисполкома», по результатам которой выявлены нарушения порядка декларирования доходов и имущества в части непредставления деклараций о доходах и имуществе. Так, в кадровую службу КУП «УКС Миноблисполкома» не представлены декларации о доходах и имуществе лицами, назначаемыми на должности руководителей КДУП «УКС Логойского района», КДУП «УКС Борисовского района», КДУП «УКС Солигорского района», КДУП «УКС Копыльского района», КДУП «УКС Воложинского района». Виновные государственные должностные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
В 2020 году органами прокуратуры также выявлялись факты нарушения лицами, относящимися к категории государственных должностных лиц, подписанных ими письменных обязательств по соблюдению установленных в отношении их ограничений.
Например, прокуратурой области в ходе осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения законодательства о борьбе с коррупцией государственными должностными лицами ОАО «Вишневецкий-Агро» в виде нарушения запрета на выполнение иной оплачиваемой работы (ч.2 ст.17 Закона о борьбе с коррупцией). Установлено, что директор и главный бухгалтер ОАО «Вишневецкий-Агро» на условиях внешнего совместительства выполняли иную оплачиваемую работу в качестве председателя и секретаря-казначея Столбцовского районного совета агропромышленного союза. По поручению прокуратуры области региональными прокурорами проведены соответствующие проверки, по результатам которых выявлены нарушения указанного законодательства со стороны государственных должностных лиц сельскохозяйственных предприятий Вилейского, Любанского, Минского, Пуховичского, Слуцкого и Стародорожского регионов. По результатам рассмотрения внесенных прокурорами актов надзора 10 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 3 лица официально предупреждены о недопустимости повторного нарушения антикоррупционного законодательства.
Всего за указанный период органами прокуратуры выявлено 20 нарушений антикоррупционных ограничений; 73 правонарушения, связанных с конфликтом интересов; 200 правонарушений, создающих условия для коррупции; 11 коррупционных правонарушений; 102 правонарушения, связанного с декларированием доходов и имущества.