Russian Belarusian English
Russian Belarusian English

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

Транспортный комплекс Республики Беларусь: состояние и перспективы его развития.

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(февраль 2020 г.)

Транспортный комплекс является важнейшим звеном экономико-социальной инфраструктуры страны и призван своевременно и качественно обеспечивать потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальную безопасность государства.

Транспортный комплекс объединяет следующие виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, городской электрический и метрополитен.

Кроме того, он включает транспортную инфраструктуру, к которой отнесены:

транспортные коммуникации (автомобильные дороги, железнодорожные и водные пути сообщения, трубопроводные трассы, троллейбусные и трамвайные линии, линии метрополитена, транспортные и аэронавигационные системы);

инженерные сооружения, обеспечивающие деятельность транспорта.

Вопросы развития транспортного комплекса страны находятся в постоянном поле зрения Президента Республики Беларусь. Даже его признание «с давних времен автомобили – это мое хобби, я слежу за развитием этой отрасли» говорит о многом. Общаясь с водителями в канун II Европейских игр, А.Г.Лукашенко отметил, что «пора развивать и производство электромобилей и больше использовать на дорогах общественный электротранспорт».

Общая характеристика
транспортного комплекса Республики Беларусь

Железнодорожный транспорт является одним из важнейших элементов транспортной системы Республики Беларусь.

Белорусская железная дорога – это современная, хорошо развитая транспортная система, в состав которой входят шесть отделений: Минское, Барановичское, Брестское, Гомельское, Могилевское и Витебское. Эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет 5,5 тыс. км.

Вниманию выступающих: в ходе проведения единого дня информирования целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.

Справочно.

Каждые сутки по Белорусской железной дороге курсирует более 1000 пассажирских поездов (международных, межрегиональных, региональных линий бизнес-класса, городских линий) и более
700 грузовых поездов. В настоящее время пассажирское железнодорожное сообщение охватывает более 2100 населенных пунктов республики.

В 2020 году будет продолжена работа по наращиванию объемов перевозок с максимальным использованием возможностей развития западного маршрута международного транспортного коридора «Север-Юг», контейнерных перевозок «Китай-Европа-Китай».

Водный транспорт. Судоходство в Республике Беларусь осуществляется по внутренним водным путям на реках Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Днепровско-Бугском и Микашевичском каналах. Общая протяженность внутренних водных путей Республики Беларусь составляет 2067,4 км, в том числе с гарантированными глубинами – 1128,1 км.

В Государственном судовом реестре Республики Беларусь зарегистрировано 835 судов, в том числе 28 пассажирских.

Воздушный транспорт Беларуси – это комплекс организаций, которые занимаются перевозкой пассажиров и грузов по воздуху как в республике, так и за ее пределами.

В сфере воздушного транспорта Республики Беларусь работают РУП «Национальная авиакомпания «Белавиа», ОАО «Авиакомпания «Гродно», РУП «Национальный аэропорт Минск», ОАО «Авиакомпания «Трансавиаэкспорт» РУП «Белаэронавигация», а также национальные организации негосударственной формы собственности.

В стране действуют 6 международных аэропортов, 9 сертифицированных аэродромов.

В Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь зарегистрировано более 300 воздушных судов.

В 2019 году открыты новые регулярные рейсы в Таллин, Мюнхен, возобновлены полеты в аэропорт Шереметьево.

Автомобильный транспорт занимает лидирующую позицию по объему перевозок пассажиров и грузов в транспортной системе Республики Беларусь. Удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме перевозок грузов всеми видами транспорта (за исключением трубопроводного) за январь–ноябрь 2019 г. составил 52,5%.

Справочно.

По данным управления ГАИ МВД Республики Беларусь, в структурных подразделениях Госавтоинспекции на 1 января 2020 г. зарегистрировано около 4,4 млн единиц авто-, мототехники и прицепов к ней (88,1% – в личном пользовании граждан, 11,9% – юридических лиц), в том числе около 3,7 млн автомобилей.

В личном пользовании граждан находится 3,1 млн легковых автомобилей, 149 тыс. грузовиков и 11,6 тыс. автобусов.

В ведении юридических лиц – 135 тыс. «легковушек», 262 тыс. грузовых автомобилей и более 32 тыс. автобусов.

Состояние и перспективы развития
автомобильного транспорта в Республике Беларусь

За последние 30 лет сложилась устойчивая динамика падения объема перевозок пассажиров и пассажирооборота, выполняемых транспортом общего пользования (автомобильным, городским электрическим транспортом и метрополитеном).

Спрос на услуги по перевозкам пассажиров автомобильным, городским электрическим транспортом и метрополитеном во многом зависит от общей численности населения, численности занятого населения, численности населения проживающего в сельской местности, количества учащихся в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, количества студентов учреждений высшего образования, числа граждан, использующих велосипед для осуществления поездок в трудовых и культурно-бытовых целях. Также одна из причин этой тенденции заключается в быстром наращивании парка легковых автомобилей в личной собственности граждан.

Расширение автомобильного парка страны (как общественного, так и личного) автоматически приводит к повышению спроса на моторное топливо. В этой связи представляет интерес динамика цен на него.

Услуги городского пассажирского транспорта общего пользования являются социально значимыми и тарифы на эти услуги подлежат государственному ценовому регулированию. При этом часть затрат на оказание этих услуг субсидируется транспортным организациям из бюджета.

Планируется, что в 2020 году уровень возмещения населением затрат городским автомобильным транспортом составит не менее 80% в том числе в областях – не менее 90% и г.Минске – не менее 70%, а пригородным автомобильным транспортом – не менее 65%.

Необходимо отметить, что достижение в 2020 году запланированного уровня возмещения возможно не только за счет повышения тарифов, но и принятия мер по оптимизации затрат, а также совершенствования существующей системы оплаты проезда.

Особенности международных перевозок, совершенствование условий для реализации транзитного потенциала республики

Международные автомобильные перевозки выполняются в соответствии с разрешениями на проезд по территории иностранных государств. Такие разрешения предусматриваются межправительственными соглашениями с иностранными государствами о международном автомобильном сообщении, которые относятся к международным договорам Республики Беларусь и являются обязательными для их соблюдения на ее территории.

Такие соглашения заключены между Республикой Беларусь и
46 государствами. В соглашениях устанавливаются виды разрешений и определяются виды перевозок, для выполнения которых разрешение не требуется.

По данным «БАМАП» (Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП»), всего в Беларуси зарегистрировано более
19 тыс. транспортных средств, способных осуществлять международные грузоперевозки (около 3 тыс. субъектов хозяйствования).

Международные грузоперевозки автотранспортом занимают второе место в Беларуси в экспорте услуг, уступая лишь услугам в секторе IT.

Справочно.

Через грузовой комплекс «Козловичи» проходит практически четверть из более чем 2 млн транспортных средств, которые были оформлены в Беларуси.

Совершенствование логистической системы

Одним из необходимых условий для наращивания транзитных перевозок и беспрепятственного транзита грузов является развитая логистическая система.

В настоящее время в Республике Беларусь функционирует 59 логистических центров, общая складская площадь которых составляет порядка 700 тыс. м2.

Состояние и перспективы развития
дорожного хозяйства Республики Беларусь

Роль автомобильных дорог в транспортной сети Беларуси

По состоянию на 1 января 2019 г. в Беларуси протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составляла 86 967 км (в том числе республиканских дорог – 15 929 км, местных дорог – 71 038 км). Практически все республиканские автомобильные дороги имеют усовершенствованное покрытие. Важнейшие республиканские автомобильные дороги называются магистральными дорогами.
В Республике Беларусь таких дорог 13.

Плотность дорожной сети общего пользования составляет
418 км на 1 тыс. км2 территории и является одной из самых высоких среди стран-участниц Содружества Независимых Государств.

Учитывая выгодное географическое положение Республики Беларусь, территорию нашей страны пересекают 2 трансъевропейских транспортных коридора, определенных по международной классификации под номером II (Запад – Восток) и под номером IX (Север – Юг) с ответвлением IXВ.

 

 

Особое внимание в Республике Беларусь уделяется состоянию дорожного покрытия, улучшению качественных показателей автомобильных дорог общего пользования. В этих целях в марте 2019 г. принята новая редакция Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2017–2020 годы (далее – Государственная программа), которая определяет мероприятия по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования в нашей стране.

Вместе с тем безопасность дорожного движения зависит не только от технических характеристик дорог, но и от соблюдения скоростного режима.  Семь лет назад была введена фотофиксация.

 Во исполнение поступивших поручений по оптимизации работы системы фото-, видеофиксации нарушений было принято решение о повышении скоростного режима на 10 участках дорог, оснащенных датчиками контроля скорости (автомобильные дороги М-1/Е30 Брест-Минск-граница Российской Федерации, Р-28 Минск-Молодечно-Нарочь, Р-58 Минск-Калачи-Мядель и другие).

Платные автомобильные дороги Республики Беларусь

В Республике Беларусь функционирует национальная электронная система взимания платы за проезд по республиканским автомобильным дорогам. С 1 августа 2013 г. она введена в коммерческую эксплуатацию под торговой маркой BelToll.

Справочно.

В настоящее время общая протяженность сети платных дорог составляет 1 787 км. С 1 декабря 2019 г. сеть платных дорог расширена на 62 км по участкам дороги М-6/Е 28 Минск - Гродно - граница Республики Польша (Брузги).

Средства, вырученные за пользование платными дорогами, направляются в республиканский дорожный фонд.

Значительная часть средств из республиканского дорожного фонда расходуется на содержание, текущий ремонт, строительство и реконструкцию, а также капитальный ремонт автомобильных дорог.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2020 г. «О подготовке и проведении чемпионата мира по хоккею с шайбой» с 1 по 31 мая 2021 года будут освобождены от платы за проезд по платным автомобильным дорогам Беларуси транспортные средства с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны и буксируемые ими прицепы.

Для информирования пользователей (в том числе относительно перечня платных сегментов, входящих в систему BelToll, а также карты платных дорог) действует официальный сайт www.beltoll.by.

Развитие сети местных автомобильных дорог

Справочно.

Республика Беларусь имеет достаточно развитую сеть местных автомобильных дорог общего пользования, общая протяженность которых составляет 71 038 км. Плотность местных автомобильных дорог в Республике Беларусь составляет 343 км на 1000 км2 площади территории – от 250 км на 1000 км2 в Гомельской области, до 421 км на 1000 км2 в Гродненской области.

Местные автомобильные дороги обеспечивают транспортные связи 23 384 населенных пунктов, в том числе 199 городов и городских поселков, 1 416 агрогородков, 21 769 деревень и сельских населенных пунктов, а также подъезды к промышленным, сельскохозяйственным и другим объектам.

Усовершенствованное покрытие имеют 31 897 км (45%) местных автомобильных дорог, в том числе 30 863 км имеют асфальтобетонное покрытие и 1 034 км – цементобетонное. Гравийное и щебеночное покрытие имеют 27 538 км дорог (39%). 11 542 км (16%) местных автомобильных дорог не имеют твердых покрытий, являются грунтовыми, проезд по которым при неблагоприятных погодных условиях проблематичен.

С 1 января 2014 г. введена и уплачивается государственная пошлина (далее – госпошлина) за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Введенная госпошлина является своего рода минимальным компенсационным платежом за пользование дорожной инфраструктурой, который солидарно распределяется между владельцами транспортных средств – участниками дорожного движения.

На сегодняшний день государственную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении планируется «отвязать» от прохождения технического осмотра транспортных средств и взимать в виде платы за участие транспортных средств в дорожном движении (далее – плата).

Развитие придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах

В 2016 году была утверждена Генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2020 года, предусматривающая возведение новых объектов придорожного сервиса в непосредственной близости к крупным населенным пунктам, расположенным вблизи автомобильных дорог.
В указанной генеральной схеме объекты соотносятся с планом ввода АЗС, утвержденного в программе развития сети автозаправочных станций в Беларуси на 2016–2020 годы.

Реконструкция транспортных коридоров в 2020 году

В текущем году планируется реализовать самый масштабный проект – реконструкция трассы М-7/Е28 Минск – Ошмяны – граница Литовской Республики (Каменный Лог). Последний раз капитальный ремонт на данном участке делали более 20 лет назад. Протяженность реконструируемого участка – 106 км. Проектом предусмотрено, что М7 останется двухполосной. Общий объем финансирования проекта – 110 млн евро, из которых 20,5 млн евро – на реконструкцию пункта пропуска «Каменный Лог».

Продолжатся работы на трассе М3 Минск – Витебск. Усилия направлены на завершение реконструкции так называемого обхода населенного пункта Плещеницы (участок в 8 км).

В 2020 году планируется закончить реконструкцию участка автомобильной дороги Р-53 Слобода – Новосады от Кургана Славы до Смолевичей.

Реконструкция моста через реку Пину (участок трассы Р6 Ивацевичи Пинск Столин) – немаловажный проект, работу над которым планируется скоро завершить. Это единственный мост, соединяющий Пинский и Столинский районы. Кроме того, это важный транзитный участок из Беларуси в Украину и обратно.

В текущем году закончится строительство мостового перехода через реку Сож (дорога Р140 Славгород – Краснополье), а также запланировано приведение в порядок 12 мостов, находящихся на основных транспортных магистралях.

Продолжатся подготовительные работы к реализации инвестиционного проекта по реконструкции автомобильной дороги Р-46 Лепель Полоцк граница России. Одно из требований к инвестпроекту – строительство обхода Полоцка.

Еще один масштабный проект с привлечением инвестиций – реконструкция трассы М-10 (на участке 109 – 195 км) граница России  Гомель Кобрин.

Продолжится работа по привлечению средств международных финансовых организаций на модернизацию автомобильной дороги
М-1/Е 30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации в целях усиления ее привлекательности, повышения скоростного режима на всем ее протяжении до 120 км/час, увеличения несущей способности до
11,5 тонн на одиночную ось и доведения до требований, предъявляемых к автомагистралям международных транспортных коридоров.

***

Работа транспортного комплекса направлена на решение текущих и перспективных задач, поставленных Главой государства и Правительством.

«Наличие развитой транспортной инфраструктуры – очень важный элемент равномерного развития регионов Беларуси», – отметил Глава государства. Более того, ее развитие ведется не только в интересах Беларуси, но играет большую роль в международном плане: «Мы понимаем, что для Европы, России, Китая это тысячекилометровое окно через Беларусь весьма важно. И то, что мы сегодня здесь с вами делаем, – это не только для Беларуси, это для всего мира важнейшие артерии».

Об итогах социально-экономического развития за 2019 год (дополнительная тема)

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

E–mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.