Russian Belarusian English
Russian Belarusian English

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

О мерах по борьбе с коррупцией на территории Минской области

Коррупция является одной из наиболее острых проблем, которые существуют в обществе. Она ущемляет права и интересы граждан, подрывает их доверие к власти, дестабилизирует экономику, оказывает разрушительное влияние на демократию и правопорядок в стране. Поэтому проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания со стороны государства и является приоритетом проводимой государственной политики.

Закон «О борьбе с коррупцией», являющийся основным нормативным документом, регулирующим правоотношения в данной сфере, действует с января 2016 года. В нем коррупция определена как умышленное использование служебного положения в целях противоправного получения имущества или другой выгоды, а также подкуп должностного или приравненного к нему лица.

Закон содержит перечень коррупционных (ст.37) и создающих условия для коррупции (ст.25) правонарушений, указывает какие лица являются субъектами данных правонарушений, определяет органы, на которые возложено непосредственно осуществление борьбы с коррупцией (ст.6), а также органы, участвующие в борьбе с коррупцией (ст.9).

Данным нормативным документом установлены антикоррупционные ограничения и запреты для государственных должностных и приравненных к ним лиц; регламентирован порядок урегулирования конфликта интересов; содержится правовое регулирование декларирования доходов и имущества, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля (в том числе общественного) и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.

В зависимости от последствий коррупционных правонарушений в Республике Беларусь установлена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая  ответственность.

Действующий перечень коррупционных преступлений утвержден в декабре 2013 года совместным постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Ко­митета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитиче­ского центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь
и Следственного комитета Республики Беларусь (включает в себя 10 составов).

В Законе о борьбе с коррупцией предусмотрена дисциплинарная ответственность за коррупционные проявления. В качестве наиболее жесткой санкции статьей 43 Закона предусмотрено освобождение
от занимаемой должности (увольнение). Руководители государственных органов и иных организаций обязаны информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало о них известно.

Статьей 36 Закона о борьбе с коррупцией установлена гражданско-правовая ответственность за достоверность сведений, указываемых в ежегодных декларациях о доходах и имуществе государственными должностными лицами, занимающими ответственное положение, лицами, поступившими на государственную службу путем избрания, их супругом (супругой), несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (удочеренными), совершеннолетними близкими родственниками, совместно с ними проживающими и ведущими общее хозяйство.
В случаях установления явного превышения стоимости принадлежащего указанным лицам имущества и иных расходов (составляющего не менее 25%) за период, когда должностные лица занимали названные должности, над доходами, полученными из законных источников, имущество и иные расходы на сумму, явно превышающую подтвержденные доходы, безвозмездно изымаются (взыскиваются) или взыскивается стоимость такого имущества в доход государства.

Переходя от теории к практической деятельности следует отметить, что органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, не бездействуют.

Так, за 9 месяцев  2019 года на территории Минской области учтено 240  коррупционных преступлений (9 мес. 2018 – 286), за совершение которых к уголовной ответственности привлечено 104 (96) лица.

Выявленный ущерб по оконченным производством уголовным делам коррупционной направленности составил 8 865 473,56 рубля. Возмещен ущерб на сумму 359 677,23 рублей, наложен арест на имущество на сумму 1 918 427,55 рублей. 

Из общего числа выявленных (учтенных) преступлений коррупционной направленности 58 (83) составляют преступления, предусмотренные ст.210 УК (хищение путем злоупотреблением служебными полномочиями), 27 (25) – преступления, предусмотренные ст.424 УК (злоупотребление властью или служебными полномочиями),
2 (1) – по ст.425 УК (бездействие должностного лица), 33 (11) – по ст.426 УК (превышение власти или служебных полномочий), 93 (140) – по ст.430 УК (получение взятки), 15 (17) – по ст.431 УК (дача взятки).

Сферы экономической деятельности, в которых наиболее распространены коррупционные проявления, за 9 месяцев 2019 года выглядят следующим образом: - сельское хозяйство и предприятия АПК – 56 преступлений; - транспорт и транспортная деятельность – 51 преступление; - промышленность – 31 преступление; - государственное управление – 27 преступлений.

Приговором суда Воложинского района от 05.03.2019 по ч.3 ст.426 УК осуждена Никонович Е.Н., главный зоотехник ООО «Тарасово».

Установлено, что Никонович Е.Н., работая в должности главного зоотехника ООО «Тарасово», являясь должностным лицом, в период времени с 01.09.2018 по 09.09.2018, умышленно, с целью сокрытия падежа крупного рогатого скота в ООО «Тарасово», используя свои служебные полномочия по организации работы подчиненных, явно выходя при этом за пределы предоставленных по службе прав, организовала и руководила умышленным завладением бесхозно находившимся в поле крупным рогатым скотом в количестве 64 голов, принадлежащим ОАО «Селевцы» Молодечненского района, присвоением ему инвентарных номеров
от павших животных с навешиванием бирок в уши, причинив тем самым ОАО «Селевцы» ущерб на общую сумму 53 684 рубля 48 копеек, что составляет 2 191,2 базовых величин, то есть в особо крупном размере, что повлекло за собой тяжкие последствия.

Приговором суда Крупского района от 28.06.2019 по ч.2 ст.426 УК осужден Смирнов А.В., бригадир производственной бригады МТК «Дудинка ОАО «Холопеничи».

Установлено, что Смирнов А.В., будучи бригадиром производственной бригады в животноводстве МТК «Дудинка» ОАО «Холопеничи», являясь в связи с этим должностным лицом по признаку выполнения организационно-распорядительныхи административно-хозяйственных обязанностей, вопреки интересам службы, с целью избежать привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности за сверхнормативный падеж КРС и его молодняка, умышленно, совершил действия, явно выходящие за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, который в период времени с января по апрель 2018 года скрыл падеж 22 голов молодняка КРС, который без ведома и согласия, а также по принуждению подчиненных работников выписал в счет их заработной платы как реализацию живым весом, что повлекло необоснованное удержание денежных средств из заработной платы последних в общей сумме 1 048 рублей 73 копейки, чем были нарушены существенные права и законные интересы работников.

Приговором суда Пуховичского района от 09.07.2019 по ч.2 ст.426, ч.2 ст.427 УК осужден Макаровец П.В., директор ОАО «Шацк».

Установлено, что Макаровец П.В., работая директором ОАО "Шацк", являясь должностным лицом, уполномоченным на выполнение организационно-распорядительных функций, неоднократно, явно выходя за пределы предоставленных полномочий, давал незаконные указания подчиненным работникам на выписку молока в счет их заработных плат, а также на подписание чистых бланков товарных накладных, на основании которых из заработной платы последних были произведены удержания якобы за приобретенное молоко, чем были нарушены существенные права и законные интересы работников. Всего в отношении Макаровца П.В. было возбуждено
9 уголовных дел.

В ходе осуществления надзорной деятельности за 9 месяцев 2019 (9 мес. 2018) года органами прокуратуры Минской области всего проведено 83 (98) проверки исполнения антикоррупционного законодательства.

За указанный период выявлено 209 фактов совершения должностными лицами коррупционных и создающих условия для коррупции правонарушений из числа предусмотренных ст.ст.25 и 37 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», 14 фактов нарушений антикоррупционных ограничений, предусмотренных
ст.ст. 17-20 вышеуказанного закона, а также 65 фактов нарушений, связанных  с декларированием доходов и имущества (глава 4).

Наиболее распространенными правонарушениями, создающими условия для коррупции,  являются правонарушения, связанные с нарушением государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения процедур закупок.

Так, органами прокуратуры области выявлено 152 таких правонарушений.

Наиболее часто такие правонарушения выявляются в сельских исполкомах, в сельскохозяйственных предприятиях.

Органами прокуратуры Минской области за 9 месяцев 2019 года при проведении проверок антикоррупционного законодательства возбуждено 4 уголовных дела.

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

E–mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.