Russian Belarusian English
Russian Belarusian English

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

О мерах по борьбе с коррупцией в Минской области

МАТЕРИАЛЫ

для информационно-пропагандистских групп

(февраль 2021 г.)

Коррупция является одной из наиболее острых проблем, которые существуют в обществе. Она ущемляет права и интересы граждан, подрывает их доверие к власти, дестабилизирует экономику, оказывает разрушительное влияние на демократию и правопорядок в стране. Проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания со стороны государства, является одним из приоритетных направлений в деятельности правоохранительных органов, в том числе Минской области. Принимаемые меры, направлены как на выявление и пресечение коррупционных преступлений и правонарушений, так и на профилактику их совершения.

В 2020 году на территории области органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, выявлено 261 коррупционное преступление.

Размер ущерба, причиненного коррупционными преступлениями составил 873 238,32 рублей, из них возмещено 783 606,22 рублей.

Наибольшее количество преступлений учтено по Минскому (77), Солигорскому (43), Борисовскмоу (33), Несвижскому (19) и Молодечненскому (18) районам.

Основные сферы экономической деятельности в которых в 2020 году выявлены коррупционные преступления представлены на диаграмме.

Наиболее распространёнными видами коррупционных преступлений, по-прежнему являются взяточничество (138) и хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (72).

В частности, по фактам неоднократного получения взятки за выдачу фиктивных листков нетрудоспособности в 2020 году вынесены обвинительные приговоры в отношении 3 медицинских работников учреждений здравоохранения, расположенных на территориях Слуцкого, Солигорского, Любанского районов.

Подавляющее большинство хищений совершено руководителями, их заместителями, главными инженерами и главными бухгалтерами организаций, в том числе частной формы собственности.

Предметом хищения, как правило, являлись: топливо, строительные и иные материалы, запчасти к технике, денежные средства.

Ряд коррупционных преступлений, связанных с незаконным завладением имущества, выявлен в ходе проверок деятельности должностных лиц первичных профсоюзных организаций (Дзержинский, Солигорский районы).

В 2020 году виновными в совершении коррупционных преступлений признано 3 должностных лица сельских исполнительных комитетов (Минский и Несвижский районы).

Органами прокуратуры систематически организуются проверки исполнения требований антикоррупционного законодательства в государственных органах, организациях.

За 2020 год прокуратурой Минской области и райгорпрокурорами проведено 122 проверки исполнения антикоррупционного законодательства. Количественные результаты проведенных проверок представлены на диаграмме.

По результатам прокурорских проверок соблюдения законодательства о борьбе с коррупцией возбуждено 7 уголовных дел.

К примеру, прокуратурой Борисовского района при проверке одной из сельхозорганизаций района выявлены факты сокрытия падежа скота путем незаконной его выписки работникам хозяйства в счет заработной платы. Неправомерные действия совершались исполняющим обязанности директора совместными с иными должностными лицами. Судом Борисовского района последние признаны виновными в превышении служебных полномочий и служебном подлоге, в отношении них постановлен обвинительный приговор.

В 2020 году прокуратурой Минской области, горрайпрокурорами выявлялись следующие категории нарушений антикоррупционного законодательства.

Выявлено правонарушений:

Количество

антикоррупционных ограничений (ст.ст. 17-20 Закона Республик Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее -- Закон)

34

связанных с конфликтом интересов (ст. 21 Закона)

92

создающих условия для коррупции (ст.25 Закона)

252

коррупционных (ст.37 Закона)

15

связанных с декларированием доходов и имущества (гл.4 Закона)

129

Как показали проверки, до настоящего времени главными бухгалтерами государственных организаций и организаций с преимущественной долей государства в уставных фондах игнорируется антикоррупционный запрет на выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы.

Справочно: Указанный запрет применительно к организациям также распространяется на руководителей и их заместителей.

Не всегда реализуются на практике требования антикоррупционного законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов (ситуации, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе)).

Так, руководители ряда государственных организаций принимали на работу супругов и близких родственников. В отношение последних разрешали вопросы о размере и выплате премий, надбавок, материальной помощи, применения мер дисциплинарного взыскания и т.д. В то же время письменное уведомление о возможности возникновения конфликта интересов в адрес вышестоящего руководства, последними не направлялось. Как следствие, предусмотренные законодательством меры, направленные на разграничение личных и служебных интересов, приняты не были.

Наиболее распространенным правонарушением, создающим условия для коррупции, является нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок.

Органами прокуратуры Минской области в прошедшем году выявлены многочисленные нарушения законодательства при организации и проведении государственных закупок, закупок товаров (работ, услуг) при строительстве субъектами хозяйствования Минщины при расходовании бюджетных средств в рамках реализации Государственной программ развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы.

В частности, прокурорами вскрыты факты приобретения товаров, услуг без проведения процедур закупок, фиктивного проведения таких процедур, ненадлежащего изучения конъюнктуры рынка.

Основными коррупционными правонарушениями, установленными органами прокуратуры в 2020 году на территории Минской области, явились: принятие государственным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей; использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства.

Например, прокуратурами Борисовского и Минского районов установлены факты незаконного использования служебных автомобилей руководством государственных организаций.

Нарушения требований антикоррупционного законодательства в сфере декларирования доходов и имущества допускаются работниками кадровой службы, а также лицами, обязанными предоставлять декларации.

В первом случае, не соблюдаются установленные требования при приеме и проверке декларации. Лица, предоставляющие декларации, зачастую неполно указывают сведения о доходах и имуществе, подлежащих декларированию (сумму вырученных средств от продажи имущества, размер полученных доходов не по основному месту работы, доли в праве собственности на недвижимое имущество и т.д.).

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

E–mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.